Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «С одесского кичмана...»

«С одесского кичмана...»

Утёсов

Леонид Утесов — настоящая глыба советского эстрадного искусства. Он был музыкальным универсалом: мог и петь, и играть на почти всех инструментах, и дирижировать. Помимо этого играл в театре, снимался в кино. Больше всего он прославился как певец, конечно, про себя говорил, что «пою не голосом, а сердцем» («Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!»). Песни он пел самые разные, в том числе и так называемые блатные. Правда, во времена Утесова их официально называли «уличными». Можно ли себе сейчас представить, что на торжественной встрече в Кремле, скажем, Иосиф Кобзон споет для Владимира Путина «Мурку»?.. А вот Леонид Утесов в Кремле пел блатняк перед самим товарищем Сталиным!

А «МУРКУ» МОЖЕШЬ?..

Как это было, описывает в своей книге «Прах и пепел» Анатолий Рыбаков.

«Как-то на приеме у Сталина были военные летчики. И Чкалов осмелился предложить вождю, чтобы песню «С одесского кичмана» исполнил Утесов. Состоялся такой диалог:

— Что за песня? — спросил товарищ Сталин, хотя знал. Сын Василий частенько напевал ее.

— Замечательная песня, товарищ Сталин. Слова, может быть, и тюремные, блатные, но мелодия боевая, товарищ Сталин, строевая мелодия, — отвечал Чкалов.

— Хорошо, пусть споет, послушаем.

В гримерку к Утесову, где он готовился к ответственному выступлению, зашел какой-то военный. И сказал, чтобы Утесов пел песню «С одесского кичмана».

— Что вы, — испуганно отвечал певец, — мне запретил ее петь товарищ Млечин, начальник реперткома.

— Положил я на вашего реперткома, — веско сказал неизвестный военный. — Будете петь.

И Утесов со своим оркестром сразу начал:

С одесского кичмана бежали два уркана,
Бежали два уркана да на волю... 
В Абнярской малине они остановились, 
Они остановились отдохнуть...

Утесов пел и понимал, что с этой минуты никакой репертком ему не страшен, и он везде будет петь запрещенные блатные песни.

Никто не понимал, в чем дело. На таком приеме, в присутствии товарища Сталина, Утесов осмелился спеть блатную песню. Идеологическая диверсия?

Не то что хлопать, пошевелиться все боялись. По окончании песни, весь бледный, замер и сам Утесов. Уж не спровоцировал ли его тот военный, которого он вовсе и не знал?..

И вдруг раздались тихие хлопки — хлопал товарищ Сталин. И зал бурно подхватил его аплодисменты! Летчики кричали: «Бис!». Сталин согласился. Утесов исполнил песню повторно».

Говорят, что вождю народов столь понравилось исполнение Утесовым блатных песен, что позднее Леонид Осипович пел их Иосифу Виссарионовичу уже в более интимной обстановке. И не только «С одесского кичмана...», но и ту же знаменитую «Мурку».

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Молодой революционер Коба не понаслышке был знаком с тюремной романтикой и фольклором уголовников. Не то, что следующий генсек Никита Хрущев, при котором блатные песни фактически ушли в подполье.

«ГОП СО СМЫКОМ — ЭТО БУДУ Я!»

Лазарь Вайнсбейн (таково настоящее имя Утесова) родился в Одессе, и этим уже многое сказано. Ведь по версии того же Владимира Высоцкого, в этом городе даже «грузчики в порту отдыхают с баснями Крылова». «Многие хотели бы родиться в Одессе, но не всем удается», — это слова уже самого Леонида Утесова.

Правда, родился Лазарь в еврейской семье, а потому учился поначалу в Коммерческом училище. Но учился плохо и был отчислен. К большой своей радости. Его же тянуло в артисты. Уже с 16 лет он выступал на театральных подмостках. Но музыкой начал заниматься еще раньше. Играл в различных, как их называли позже, ВИД: В 1919 году дебютировал в кино. Его самая известная киноработа — роль Кости Потехина в кинокомедии «Веселые ребята».

Но все-таки не театр и не кино сделали из него звезду всесоюзного масштаба. А его неповторимый, чувственный, сильный голос. Репертуар его был обширен. Блатные песни занимали в нем свое достойное место. Утесов просто не мог пройти мимо этого пласта песенной культуры. Тем более что многие такие песни, так или иначе, касались его любимой Одессы («С одесского кичмана...»). К примеру, он во многом ценил ту же «Мурку» за то, что действие сюжета песни разворачивалось в Одессе. Да и авторы самого знаменитого блатного шлягера, по некоторым данным, именно одесситы. Утесов первым начал исполнять блатные песни в сопровождении своего джазового оркестра и первым стал записывать их на пластинки в 30-е годы. А самой-самой первой песней им была записана «Гоп со смыком»:

Гоп со смыком — это буду я,
Братцы, посмотрите на меня:
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Родился на форштадте
Гоп со смыком,
Он славился своим басистым криком;
Глотка у него здорова,
И ревел он, как корова, -
Вот такой был парень
Гоп со смыком!..

И эта песня с одесским следом. «Смык» -так в этом городе называли скрипачей. Но кроме этого, Смык — это еще была кличка известного одесского вора-домушника, который под видом музыканта ходил по богатым свадьбам, и когда все гости напивались так, что им уже становилось не до музыки, спокойно обчищал дом или квартиру. А собственно выражение «гоп со смыком» связано с уголовной «специальностью» уркаганов -так называемым «гоп-стопом». «Гоп-стоп» -это уличный грабеж «на испуг», когда «бродяга» внезапно налетает на жертву, ошеломляя ее, обчищает (часто с применением насилия) и так же внезапно исчезает. Этот прием и назывался в старину «гоп со смыком».

ОТЕЦ РОССИЙСКОГО ШАНСОНА

Некоторые современники Утесова считали, что он, достигнув колоссальной славы, зазнался. Были тому и забавные примеры. Если таксист его узнавал, то Утесов давал ему огромнейшие чаевые, а если нет— расплачивался строго по счетчику. Однако если определенное зазнайство и имело место, то не по отношению к своим слушателям, своим зрителям. Которые, как видно на примере великого летчика Чкалова, очень любили именно блатные песни в его исполнении. Утесов пел их, конечно, с определенной долей иронии (все-таки он был далек от преступного мира), но в тех местах, где это нужно было — очень проникновенно, душевно.

Собственно, он и брался за исполнение блатных песен не для пропаганды блатной романтики, в чем его обвиняли, а потому что искал для исполнения нефальшивые произведения, выстраданные и пронзительные.

С другой стороны, многие коллеги и критики презрительно называли такое творчество «утесовщиной». С середины 30-х Утесов уже никогда не пел блатные песни в их подлинном, неотредактированном виде. В репертуаре «Tea-джаза», а затем и на грампластинках появляются переработанные, снабженные новыми, вполне «нейтральными» текстами «уличные» песни.

Конечно, нельзя сказать, что блатные песни занимали ведущие позиции в творчестве Утесова. Или что благодаря именно им он так прославился. Нет, конечно. Однако Утесов стал первым исполнителем такого уровня, который обратился к блатняку как к серьезному поэтическому творчеству, достойному исполнения хоть даже перед первым лицом государства. Поэтому исследователи блатной тематики отмечают Леонида Утесова как первопроходца в этой области, наравне с Александром Вертинским. Они стали фактическими основателями модного ныне жанра — шансона.

Досье

УТЕСОВ Леонид Осипович (настоящее имя -Лазарь Вайнсбейн) родился 9(21) марта 1895 в Одессе, умер в 9 марта 1982 году в Москве, артист эстрады, певец и дирижер, народный артист СССР (1965).

С 1911 года работал в театрах миниатюр, одновременно начал выступать на эстраде, главным образом как чтец. Затем артист московского Теревсата (Театр революционной сатиры), Свободного театра и других.

С 1929 года руководил организованным им эстрадным оркестром.

Один из первых исполнителей произведений Исаака Дунаевского, Матвея Блантера, Константина Листова, Василия Соловьева-Седого, Леонида Книппера, Модеста Табачникова, Тихона Хренникова. Ввел в репертуар старинные русские, солдатские, матросские песни, уличные, блатные («Раскинулось море широко», «Мурка» и др.). Снимался в кино («Веселые ребята», 1934 год, и др.).

Во время войны дал более двухсот концертов в действующей армии, в том числе частенько исполнял для фронтовиков именно блатные песни.

Награжден орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Улица в Одессе, на которой родился Утесов, носит его имя.

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №10, октябрь 2006


Комментарии

01.05.2008 10:57 ВЯЧЕСЛАВ (Пенза) [popov-60@bk.ru]
Очень люблю шансон разных лет. Начал слушать песню (На Буготьяровской открылася пивная...) в 6 лет. Сейчас 48 очень нравится музыка и исполнители разных лет!!! Успехов вам в работе.
19.05.2008 08:07 Андрей (Иваново) [zjanna1@yandex.ru]
Почему то вы забыли упомянуть наравне с Утёсовым и Вертинским, таких исполнителей шансона, которых с полным на то правом, так же можно отнести к основателям или первопроходцам, тем более, что они, начинали исполнять шансон ещё до революции. Я имею в виду Юрия Морфесси и Петра Лещенко.
14.06.2008 13:46 Яков [yakovkr@smile.net.il]
Блсгодарю, очерк чудесный, лишний раз показывает значение великго Леонида Утесова для всей нашей эстрады. Слава Утесова переросла его житэнь. Умер Сталин, кто его помнит - несколько сотен бвших партийцев, а Утесова Леньку не забудут никогда!
16.11.2009 21:07 Ююра [rahajura@rambler.ru]
По какойто причине не могу у Вас скачивать музику
29.09.2012 06:59 александр мурманский
утесов,да действительно глыба! Сейчас таких уже не делают. Их таких может и есть,но уже по пальцам перещитать. Очень сильно стали любить деньги,а про сердце забыли,сволочи. Низкий поклон из Мурманских снегов.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 9024

vk rutube youtube

Сергей Гребенников
Олег Биркле
Игорь Дегтярёв
проект Столыпiнъ
Александр Вулых
Григорий Гусинский
Леонид Телешев
Виктор Рябов
Роман Юрченко
Павел Павлецов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона