Зиновий Бельский - композитор, который с музыкальными инструментами знаком и снаружи, и изнутри
Зиновий Бельский родился на севере Украины в городе Чернигове. Там же получил и начальное музыкальное образование, учился в ПТУ по специальности настройщик-реставратор роялей и пианино. Эта специальность в дальнейшем ему пришлась кстати, так как, уже переехав в Ленинград, он пришел работать на завод по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов "Аккорд", что в Апраксином дворе. Там он прошёл путь от настройщика— рестовратора пианино, роялей до директора завода. Окончил Технологический институт и получил специальность инженера-экономиста. Еще будучи студентом, не оставлял в стороне и собственно музыкальную деятельность: параллельно учебе в институте играл в ресторанах Ленинграда, был музыкантом у знаменитого питерского джазмена Иосифа Вайнштейна. А это что-то, да значит! Естественно, увлекался джазом, популярными ансамблями. И, конечно же, любил ресторанную музыку, слушал магнитофонные записи запрещенных исполнителей. Их сейчас мы называем основоположниками жанра "русский шансон".
Е.Г.: Здравствуйте, Зиновий. Начнем беседу с самого главного вопроса: каким инструментом вы владеете?
З.Б.: По музыкальной специальности я народник. Школу закончил по классу баяна. Но так как я учился реставрировать пианино, то потом освоил и этот инструмент. А в армии мне пришлось участвовать в духовом оркестре, я научился игре на тубе, затем на бас-гитаре. Мне вообще нравится все в басовом ключе. И в ресторанах я потом играл на бас-гитаре.
Е.Г.: Помните, какая у дирижера в армии кличка?
З.Б.: Был такой у нас дирижер Вася Колтало, который был очень далёк от музыки. (смеется).
Е.Г.: У нас в армии дирижера называли мэц. Наверное, производное от Моцарта...
З.Б.: Конечно, большую закваску я получил, играя в армейском оркестре. Мне знакомо устройство очень многих инструментов, так как работая на заводе "Аккорд" приходилось вникать в производство и реставрацию музыкальных инструментов всех групп. А это клавишные, смычковые, язычковые, ударные и электронные инструменты.
Е.Г.: Можно даже сказать, что вы музыкальный генерал. Говорят, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, как и тот генерал, который не был когда-то рядовым. Вы от рядового музыканта дошли до генерала, потому что вам довелось подержать в руках практически все инструменты...
З.Б.: В начале восьмидесятых мои друзья-коллекционеры, которые в то время собирали записи запрещенных на то время Аркадия Северного, Александра Розенбаума и многих других исполнителей познакомили меня с Александром Фруминым. Потом в стране началась перестройка, новая жизнь, и нас всех разбросало. Мы долго с Фруминым не общались. Я его только слушал в эфире моего любимого радио "Шансон". Но как-то недавно встретившись, показал ему аранжировки своих песен, которые записал в своей домашней студии. Саше они понравились. Он познакомил меня с жанровым поэтом Георгием Пугачем, который потом предоставил мне свои стихи, и которые я превратил в песни, часть которых вошли в мой альбом под названием "Я желаю тебе добра". Одноименная и заглавная песня была написана на стихи Вероники Тушновой...
Е.Г.: Алла Пугачева в свое время спела песню "Не отрекаются, любя". Стихи к ней принадлежат перу этой замечательной поэтессы, к сожалению, давно ушедшей из жизни.
З.Б.: Я и сейчас часто перечитываю ее стихи, знаю все ее творчество. Мне нравится как написаны стихи, ее стиль. Стихотворные строчки "Я желаю тебе добра:" запали мне в душу, и эта песня стала первой из тех, которые я принес в студию "Ночное такси" для аранжировки. Я считаю, что получилась удачная и, по выражению Александра Фрумина, народная песня. Ее часто ставят в концертах по заявкам.
Е.Г.: Я вижу, что на вашем диске присутствует несколько авторов. Альбом в этом плане получился не совсем жанровый.
З.Б.: Да, альбом получился разноплановый. Хочется озвучить стихи наиболее понравившиеся. Кстати, в альбоме есть еще одна песня на слова Вероники Тушновой: "Звуки дома".
Совершенно случайно я познакомился с питерским поэтом Владимиром Жуковым. Он лет тридцать как пишет стихи, имеет много публикаций в журналах, и у него издано пять собственных стихотворных сборников. Но он никогда не сочинял стихи для песен. На моем диске он представлен песней "Гордыня".
Е.Г.: Интересный факт: вы никогда раньше не помещали музыку на стихи, а он — стихи на музыку.
З.Б.: Стихи и тексты для песен несколько отличаются друг от друга. Конечно, пришлось с его разрешения немного подредактировать некоторые строчки. Уже готовы на его стихи еще две песни, которые будут включены в следующий мой альбом.
Из поэтов на диске присутствует всем известный Константин Симонов со своим стихотворением "Взял бы в рай". Я долго думал над музыкой, которая могла бы встать рядом с этим знаменитым автором. Получилась довольно оригинальная композиция.
Е.Г.: А вы бы хотели выпустить концептуальный альбом, скажем, только на стихи Симонова или Вероники Тушновой?
З.Б.: Это вполне возможно. Не так давно я обнаружил в книжном магазине сборник стихов Ариадны Лещинской. Он посвящен трехсотлетию Санкт-Петербурга. В сборнике я нашел стихотворение "Многоликий Петербург", которое впоследствии и стало песней. Мы с Ариадной Ивановной в хороших творческих отношениях, она пишет для меня много текстов.
У меня появились и другие "стихотворные" авторы. Так я познакомился с юристом Сергеем Малышевым который мне написал стихи к песне "Ностальгия" и которая прозвучала в качестве премьеры в Клубе "Леон" на моём сольном концерте. Из новых стихотворных авторов я сотрудничаю с журналисткой Татьяной Алмазовой, которая предоставила мне свои очень неплохие стихи.
Е.Г.: Мы знаем, что главный "водитель" студии "Ночное такси" — Александр Фрумин. Какие еще музыканты там работают? Как они отнеслись к вашему творчеству и какие между вами сложились взаимоотношения?
З.Б.: Студия произвела на меня благоприятное впечатление. Я со всеми подружился — со звукорежиссером Вячеславом Распоповым, аранжировщиком Виктором Смирновым, бэк-вокалисткой Анастасией Сысоевой. Есть там очень неплохой саксофонист Дима Попов. Мы быстро нашли взаимопонимание. Познакомился я и с гитаристом Эдиты Пьехи Анатолием Савченко. Все они работали со мной сольный концерт в клубе "Леон" который был записан для выпуска DVD. Сейчас я записываю на этой студии свой второй диск, который должен выйти в феврале 2006 года.
Е.Г.: Ходят слухи, что вы с Виктором Смирновым где-то еще вместе работали.
З.Б.: Мы не работали вместе, но я его знал ещё с времён когда он работал музыкантом в ресторане "Нева", на Невском проспекте, куда я приходил настраивать рояль.
Е.Г.: Спасибо за интересную беседу, Зиновий. От журнала "ШансоньеР" мы желаем вам побольше творческих проектов, идей. Будем ждать следующий ваш диск.
З.Б.: Я вам желаю как можно больше творческих успехов. Вы очень нужны слушателям хорошей шансонной музыки.