Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Вернувшийся из ада

Вернувшийся из ада

Говорят, с того света не возвращаются. Но Варлам Шаламов вернулся. Вернулся именно "с того света" — двадцать лет он провел в ледяных лагерях Воркуты, где люди гибли сотнями тысяч в течение нескольких месяцев. Но он выжил. Выжил, чтобы рассказать людям правду. Шаламова читать страшно, но его надо читать. Кто его прочитает, тот уже никогда не будет бегать по улицам с красными флагами и называть Сталина "великим". Об этом снова вспоминают сегодня -18 июня исполняется 1ОО лет со дня рождения этого большого писателя, а по телевидению на днях был показан телесериал "Завещание Ленина", снятый по мотивам его дневников и рассказов.

Варлам Шаламов родился в тихом русском городе Вологда, в семье священника. Окончив школу, переехал в Москву уже в советские времена. Три года проучился на факультете советского права в МГУ, где и узнал, каково было это "право" при Сталине: в 1929 году его арестовали. Но не зазря, как он сам признавался, а "за дело": он участвовал в работе подпольной университетской типографии, вышел на демонстрацию оппозиции под лозунгом "Долой Сталина!" и даже пытался распространять знаменитое "Завещание Ленина", в котором тот требовал заменить Сталина на посту генсека.

Варлам Шаламов

20 ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ

Первый раз ему дали три года. "Мне надлежало испытать свои истинные душевные качества", -с таким настроением он, еще юношей, отправился за колючую проволоку. Вернувшись в Москву, Шаламов стал печататься, успел опубликовать несколько рассказов, но в 1937 году его снова арестовали "за контрреволюционную троцкистскую деятельность". На этот раз он получил уже пять лет и оказался в страшных колымских лагерях. В 1943 году он получил еще десять лет -только за то, что назвал Бунина "великим русским классиком". По тем временам это расценили как антисоветскую агитацию. Шаламов работал в забоях золотого прииска Магадана, глотал угольную пыль в шахте, валил лес, пытался бежать и очутился на страшном штрафном прииске в Джелгале.

Жизнь Шаламову, который отсидел в лагерях в общей сложности двадцать лет, спас врач А. Пантюхов, который направил его на фельдшерские курсы при больнице для заключенных. По окончании этих курсов Шаламов работал в хирургическом отделении этой больницы и фельдшером в поселке лесорубов.

В отличие от Солженицына, который в "Архипелаге ГУЛАГ" воскликнул: "Благославляю тебя, тюрьма!", Шаламов считал, что "лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно".

ЧТОБЫ ЛЮДИ ЗНАЛИ...

Вышел из лагеря Шаламов в 1951 году, а реабилитировали его только в'1956-м. Его семья распалась, взрослая дочь не знала отца. Здоровье было подорвано, а в Москве поначалу жить запретили. Но Шаламов не впал в отчаяние, он стал писать. Он начал работать над рассказами, которые составили потом сборник "Колымские рассказы". Это страшный документ колымской лагерной жизни. "Каждый мой рассказ — пощечина сталинизму", — говорил Шаламов.

"Я пишу не для того, чтобы это не повторилось. Так не бывает, -признавался он в воспоминаниях. — Я пишу для того, чтобы люди знали, что пишут такие рассказы, и сами решились на какой-либо достойный поступок".

О лагерной жизни Колымы рассказывает и сборник его стихов "Колымские тетради".

Вбивают в камни аммонал, 
Могилу рыть пора, 
И содрогается запал 
Бикфордова шнура.

И без одежды, без белья, 
Костлявый и нагой, 
Ложусь в могилу эту я -
Поскольку нет другой.

Не горсть земли, 
а град камней 
Летит в мое лицо. 
Больных, ночей, 
тревожных, дней 
Разорвано кольцо.

Под Новый год я выбрал дом, 
Чтобы умереть без слез. 
И дверь, окованную льдом, 
Приотворил мороз.

Он не собирался создавать новую "энциклопедию ГУЛАГа", как Солженицын, анализировать или пытаться объяснить все то, что произошло.

"Мои рассказы — это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе", — утверждал Шаламов и признавался, что писал о людях, "которых лагерь не сумел растоптать". Старался исследовать, что же не дает человеку утратить Божьей искры, уподобиться бесам.

ТАКОГО БЫТЬ НЕ МОГЛО

В рассказах Шаламова описываются такие невероятные ужасы, которых, казалось, не могло быть на земле. Причем творились они в той стране и в те времена, когда повсюду весело маршировали и распевали бодрые песни: "Как хорошо в стране советской жить!"

"Человек, — анализирует свой лагерный опыт Шаламов, — оказался гораздо хуже, чем о нем думали русские гуманисты девятнадцатого и двадцатого веков. Да и не только русские..."

Сын священника, Шаламов сам не верил в Бога. Не стал он верующим и пройдя все круги лагерного ада. Наверное, именно поэтому и не стал. Но с огромным уважением относился к "религиозникам". По его наблюдениям, впрочем, как и Солженицына, именно они вели себя за решеткой наиболее стойко.

Точно так же он относился и к Достоевскому. "Может, — писал Шаламов, — Достоевский сдержал мировую революцию своими "Преступлением и наказанием", "Бесами", "Братьями Карамазовыми"..."

Шаламов ненавидел современную ему беллетристику — произведения Погодина, Шейнина, где романтизировалась уголовщина. Что бы он сказал о некоторых современных нам авторах, которые в своих книгах и фильмах не только превращают бандитов в героев, но и широко используют блатные, да и просто нецензурные слова!? О том, что блатные выражения уже вошли в России в повседневную речь и даже звучат с телеэкрана и в речах известных политиков, появляются на страницах газет?

НЕНАВИСТЬ К БЛАТАРЯМ

Шаламов описывал лагеря и преступный мир, однако в его прозе и стихах нет блатных слов, которыми так засорена современная литературы. Автор делал это умышленно — он ненавидел преступный мир. Он считал, что уголовников нельзя исправить, их надо уничтожать.

"Вор-блатарь, — писал Шаламов, — стоит вне человеческой морали. Убить кого-нибудь, распороть ему брюхо, выпустить кишки и этими кишками удавить свою жертву — вот это по-воровски... Бригадиров в лагерях убивали немало, но перепилить шею живого человека поперечной двуручной пилой -на такую мрачную изобретательность мог быть способен только блатарский, нечеловеческий мозг".

На своем трагическом опыте Шаламов убедился, что в пучине страданий происходит не очищение, а растление человеческих душ, чему способствует потом даже на свободе зловонная жижа воровских нравов и блатного жаргона. И против этого растления он восставал.

МЫТАРСТВА НА СВОБОДЕ

Мытарства Шаламова продолжались и на свободе. После короткой хрущевской "оттепели", которая позволила появиться в "Новом мире" "Одному дню Ивана Денисовича" Солженицына, в СССР снова наступила реакция. Рассказы Шаламова о лагерной жизни печатать не хотели. Впервые они были опубликованы за границей, хотя сам автор согласия на это не давал. Однако после этих публикаций к Шаламову пришла мировая известность.

Но в СССР это мало отразилось на его судьбе. Шаламова не издавали, денег не было, жить было не на что. Как и Булгаков, он так и не увидел опубликованным в России главное произведение своей жизни — "Колымские рассказы". Здоровье было разрушено. За три года до смерти Шаламов полностью потерял зрение и слух. Умер он в грязном и убогом подмосковном интернате для психохроников № 32.

...Когда Шаламова везли на кладбище, на стекле похоронного автобуса был прикреплен портрет Сталина. Шофер спросил, кого хоронят. Услышав, что писателя, сидевшего в лагере, сказал: "Извините, я ж не знал", -и убрал портрет.

Андрей Соколов
Петербургский дневник, №22 (132), 11 июня 2007 г.


Комментарии

14.06.2007 13:12 Лиля
Довелось прочитать Шаламовские Колымские рассказы.Тяжелая книга,жуткая!Больше всего поразило то,как собственная страна истребляла собственный народ,через какие,кошмары,страдания,мучения прошли люди!Сущий ад!Как там выжил Шаламов-не понимаю!И при том сохранил в себе всё человеческое!
15.06.2007 12:29 SakoL [mvd19@yandex.ru]
Да,уж...Власть наша всегда такой была в большей или меньшей степени. А вот в Колымских рассказах, там как будто не русские с русскими(лагерщики и власть)!! А Русский с фашистами, зачем истреблять свой же народ, если и так всякая нечисть его истребляет!! Лучше бы помогали с.ки выжить!! У меня всё!! В.Шаламов-Легендарный человек спасибо вам за ваши рассказы!!!
07.04.2008 17:17 Лисицын Владимир
Шаламов обыкновенный коммуняка. Его ненависть к "ворам и их традициям" основанна на каких-то случайных эпизодах не анализируя которые он вешает свой штамп на всех и вся, всех тех, кто не из "политических". "Вор-блатарь, - писал Шаламов, - стоит вне человеческой морали. Убить кого-нибудь, распороть ему брюхо, выпустить кишки и этими кишками удавить свою жертву - вот это по-воровски...(В.Шаламов)". Вы спрашиваете, почему, как ему удалось выжить? Задайтесь вопросом - "А кем он был ТАМ? Где гнул спину?", и вы получите массу неожиданных ответов. Почитайте лучше Евгению Гинзбург "Крутой маршрут". У неё, человека прошедшего все круги ада, в отличии от Шаламовского - "...что в пучине страданий происходит не очищение, а растление человеческих душ...", есть "очищение", в том числе и среди отпетых рецидивистов, и есть вера в то самое очищение. У неё не встретишь столько "обвинительных зарисовок", хотя и она (коммунистка в душе и сердце) не принимала воровской быт, но и не судила всех подряд, а может быть даже, в какой-то степени пыталась найти и оправдание и понимание. Тема эта конечно долгая, но делать из писателя Шаламова героя публициста явно не стоит, тем более с его явным односторонним "пониманием воровской среды".
19.01.2009 00:28 Светлана
Лисицын Владимир, вы явно малообразованный человек.И вообще, какие глупые тут рассуждения.... Спасибо автору за статью! Прочитала с огромным интересом!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6079

vk rutube youtube

группа Любэ
Слава Медяник
Олег Митяев
Стас Михайлов
Анатолий Могилевский
Александр Новиков
Виктор Петлюра
Анатолий Полотно
 Профессор Лебединский
Вася Пряников

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона