Ефрем Амирамов. Диссидент шоу-бизнеса под кличкою «ШАНСОН»
Досье
Поэт, композитор, автор и исполнитель песен Амирамов Ефрем Григорьевич родился 11 апреля 1956 года в городе Нальчик. По национальности — еврей. Музыкой увлёкся с детства, чему немало способствовал отец — организатор, балетмейстер и первый директор Карачаевского Государственного ансамбля песни и пляски. Музыкальную школу Ефрем закончил по классу фортепиано в 1970 году, а в 1977 получил высшее экономическое образование в Ростовском институте народного хозяйства. Пел в школьном и институтском ансамблях. Первая запись песен на профессиональной студии была сделана в 1987 году. В 1989 было записано тридцать пять песен па студии "Ника". Семнадцать песен вошлии в первый магнито-альбом "Последний дебют", оставшиеся восемнадцать вошли в альбом "P.S.". Оба альбома полгода были в хит-параде газеты "Смена", в рубрике "Городской романс". Из первых двух магнито-альбомов был составлен сборник из двадцати трёх песен, названный также "Последний дебют". Именно этот двойной виниловый сборник был выпущен в 1991 году фирмой "Апрелевка-Саунд", тиражом более 250 тыс. экземпляров, а в 1994 году альбом вышел на CD. В 1992 году Амирамов создаёт группу "Бывшие в употреблении", или просто "БУ", после переименовав её в "Неприкосновенный запас", или "НЗ". В 1995 году вышел новый альбом "Неприкосновенный запас". В этот период Амирамов много гастролирует по стране и за рубежом (выступления в культурной программе Олимпийских игр в Барселоне, Каннах "Мидем-93"). Принимает участие во многих теле-радио программах. С большим успехом проходят сольные концерты в Санкт-Петербурге (БКЗ "Октябрьский") и Государственном Кремлёвском Дворце Съездов. В 1996 году продюсирует на телеканале "Российские университеты", а в последующем на канале РТР программу "В рабочий полдень", освещающую все сферы отечественной культуры. Организует патриотический проект "Гордость Отечества", куда входит издание каталога легендарных личностей нашего времени. Несмотря на самую высокую поддержку, после августовского кризиса 1998 года оба проекта были закрыты из-за финансовых трудностей. Поcле шести лет творческого молчания в 2002 году выходит альбом "Алёнка". Продолжаются гастроли по России, ближнему и дальнему зарубежью, В апреле 2005 года вышел новый альбом "Вдохновение". За два с половиной года было записано тридцать четыре песни, из которых автор отобрал лучшие, по его мнению, одиннадцать песен. По многочисленным просьбам слушателей в альбом была включена новая версия песни "Молодая". Сам автор считает этот альбом лучшим. За весь творческий период было записано много песен, которые Ефрем не включил ни в один свой альбом. Все эти песни были собраны в одном альбоме-двойнике, который получил название "Грязный альбом", а также "Чёрный пафос", или "Истерика".
Ефрем, ваши песни я впервые услышал лет двенадцать назад. Когда мне становилось немного грустно, я включал кассету, и восприятие окружающего менялось. Скажите, почему в подавляющем большинстве песен проскальзывает грустная нота?
Видишь ли, песни пишутся сами, и что происходит в этот момент объяснить невозможно. Если я что-то попытаюсь объяснить, то боюсь обмануть. Может это и прозвучит несколько высокопарно, но мне кажется, что я знаю, что такое муза, вдохновение..., и поэтому все вопросы к ним.
Некоторые песни имеют восточный колорит: играет кларнет, барабан, национальные проигрыши. К примеру, песню "Смогу ли я" можно отнести к восточной. Что это: дань моде, своим корням или вкус?
Если ты говоришь про "Смогу ли я", то какая мода, если я писал эту песню в 91-ом году? Мне все говорили: "Зачем ты это делаешь, это никому не нужно!" Эта мода пришла сейчас, а восток у меня в крови. Я родился на Кавказе, я — горский еврей, и это та самая музыка, которую я слышал с детства. Это та музыка, которую играл ещё в далёком детстве мой отец. Отец любил импровизировать на гитаре, фортепиано, баяне, он был балетмейстером ещё до войны. Вообще, мне кажется, что всю музыку, что я пишу, написал он.
Расскажите немного о своей юности: где учились, чем увлекались?
Закончил среднюю школу вкупе с музыкальной по классу фортепиано, и на этом моё музыкальное образование закончилось. Выучился играть на гитаре, любил играть и петь в компании друзей. Стихи писать стал с детства, некоторые из них даже печатали в "Пионерской правде". Позже стихи стали появляться в газете "Комсомольская правда", журналах "Юность" и "Смена". Потом пошли песни. Сказать по правде, мне всегда было легче что-то написать, чем выучить. После десятого класса поступал во ВГИК, два тура прошёл, а на третьем провалился, даже до экзаменов не допустили. А вот с математикой всегда было неплохо, и поэтому поступил в институт народного хозяйства на финансово-экономический факультет в Ростове. После окончания работал в Министерстве финансов. А потом случайно зазвучали мои песни. Я часто ездил в Москву, у меня там родственник учился. Как-то сидели в общежитии и пели песни. Кто-то из присутствующих работал в московском театре, он предложил мне написать несколько песен для спектакля. Нам дали четыре дня на студии, v мы записали двенадцать песен. Ни одну из них не взяли на спектакль, но песни зазвучали.
Считаете ли вы себя бардом?
Бард — это скандинавское слово, которое обозначает автора и исполнителя. "Автор и исполнитель" — это мне ближе. В старину по земле ходило много бродячих артистов, певцов, циркачей, музыкантов, и каждый себя как-то называл. Называть себя можно как угодно, но суть остаётся та же.
В вашей песне "Новая Мурочка" есть такие строки: "Группа диссидентов шоу-бизнесу... Вдруг сошлась под кличкою "шансон". Вы считаете себя автором, пишущим в стиле "шансон"?
А вот слово "шансон" мне нравится. Оно переводится с французского как "песня". Например, когда во Франции вышел диск В. Высоцкого, его так и назвали — "Русский шансон", т.е. русская песня. Я понимаю и обозначаю для себя этот термин как "русская вольная песня". И мне нравится называть стиль своего творчества французским словом.