Михаил Водяной. В легком жанре
В фильме "Свадьба в Малиновке" Михаил ВОДЯНОЙ сыграл, пожалуй,
самого яркого героя — Попандопуло. Кстати, прежде чем появиться
на экране, актер много лет играл этого персонажа на сцене.
Полпред Одессы
"И шо я в тебя такой влюбленный?!" -эта коронная фраза Попандопуло быстро стала крылатой, причем произносить ее старались с теми же интонациями, что и актер Михаил Водяной, — с характерным для одесского говора растягиванием гласных. И никто не сомневался в происхождении самого артиста. Конечно же, коренной одессит! Ну а как Попандопуло облапошил другого бандита — не менее обаятельного героя Алексея СМИРНОВА? Помните? "Это тебе... Это мне... Это тебе... Это опять тебе... Это всегда тебе... Это обратно тебе... Я себя не обделил?" Простенько и со вкусом, да так, что тот ничего не заметил. Конечно, исполнителем такого ловкого трюка мог быть только одессит!
Одесса действительно сыграла огромную роль в жизни Водяного, стала его второй родиной. Но только второй... Будущий актер появился на свет в Харькове. Рядом с домом, где они жили, стояла церковь, и мальчишка часами пропадал там: раскрыв рот от восторга, слушал, как поет церковный хор. "Ваш сын будет знаменитым артистом", — часто говорили его родителям. Хотели ли они этого? Знаменитым, может быть, но только не артистом! Много позже, несмотря на успехи Михаила, отец сетовал: "Старший — сын как сын, два института окончил, а младший — все драмкружки да переодевания..." Но от судьбы не уйдешь. Сначала он увлеченно играл в самодеятельности, а окончив школу, отправился в Ленинград. Правда, учиться в Театральном институте довелось недолго — началась война, и Михаил вернулся к родным (его семья к тому времени перебралась в Кисловодск). В 1943 году состоялся его дебют на профессиональной сцене — Водяного приняли в Пятигорский театр музыкальной комедии.
После войны, когда было решено основать Театр музкомедии во Львове, Водяного пригласили туда. Первый сезон театр открыл в 1947 году опереттой "Одиннадцать неизвестных". Михаил Водяной заметил по этому поводу: "Нас было одиннадцать, и все мы были действительно никому не известны". Прошло несколько лет, и власти приняли решение: труппу львовского театра в полном составе перевести в Одессу, а Одесскую музкомедию отправить во Львов. Так, в 1954 году наш герой (заметьте, не по своей воле!) оказался в этом славном городе. Одесситы сразу приняли его. Достаточно было один раз услышать, как он поет, как остроумно парирует реплики из зала (Водяной оказался прекрасным конферансье!), чтобы понять — наш человек. А Леонид УТЕСОВ (кстати, коренной одессит) называл Михаила Водяного полпредом Одессы в Москве. Актера знал весь город, с ним обязательно здоровались на улицах, им гордились. Характерен такой эпизод. Готовилась постановка спектакля "Белая акация", где Водяному предстояло сыграть хамоватого стилягу — моряка Яшку Буксира. Одеваться его герой должен был броско, "по последней моде", и костюмеры сбились с ног в поисках подходящей одежды. Как-то, прогуливаясь по Дерибасовской, Водяной заметил молодого человека в яркой рубахе, украшенной немыслимыми цветами и пальмами. Актер хотел было купить ее, но владелец тут же подарил ему рубашку да еще долго благодарил за оказанное внимание.
Оперетта пользовалась большим успехом, и в 1958 году появился фильм-спектакль "Белая акация". Так состоялся кинодебют Михаила Водяного, правда после этого он не снимался почти десять лет (если не считать маленькой роли в фильме "Эскадра уходит на запад", 1965). И только в 1967-м вышла знаменитая "Свадьба в Малиновке". Актера пригласили в кино опять же благодаря сцене: он уже несколько лет распевал куплеты Попандопуло в Одесской музкомедии. Он снялся еще в десятке картин, однако роли играл в основном эпизодические (к примеру, редактор газеты "Гудок" в "Двенадцати стульях" Марка ЗАХАРОВА). Заметной работой стал лишь Георг Стэн в оперетте "Вольный ветер", оказавшийся его последней ролью в кино.
Гримасы сцены
Почему Водяной так мало снимался? Много времени занимал театр. Вдумайтесь только: за сорок лет работы в муз-комедии он сыграл около ста пятидесяти ролей! Причем не все они были комедийными. К примеру, Тевье-молочник, жизнь которого полна драматических коллизий. В 1976 году — впервые в истории советского искусства! — звание "Народный артист СССР" присвоили артисту оперетты. Дело в том, что этот жанр был не в почете у властей, его считали идеологически вредным. Но публика так любила Михаила Водяного, что чиновникам пришлось признать "куплетиста" народным артистом. Водяной занимался и административной работой — он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в 1979-м стал худруком и директором родного театра. Только благодаря ему у театра наконец появилось новое здание. Эта работа отнимала куда больше сил и, главное, нервов. Однажды "группа товарищей" сообщила "куда следует" о финансовых махинациях, которыми якобы занимается директор. Уголовное дело очень быстро рассыпалось, но здоровье актера было подорвано, и скоро Михаила Григорьевича не стало.
Король и его королева
Сегодня справедливость восторжествовала: Одесский театр музыкальной комедии носит имя Михаила Водяного, перед зданием, которое он построил, установлен памятник, а на сцене много лет идет "Бал в честь короля". В эту постановку вошли сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то король оперетты. Память об актере жива во многом благодаря актрисе Маргарите Деминой. Более сорока лет они прожили вместе, вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами. Маргарита Ивановна ушла из жизни в феврале 1999-го. За день до смерти она в последний раз вышла на сцену — в спектакле "Бал в честь короля".