Яша Боярский: «Будьте сами собой!»
Яша Боярский — веселый и обаятельный поэт, музыкант и журналист — пятнадцать лет жил и работал в Германии. И все-таки не так давно Боярский вернулся на родину, в Россию, где сейчас и продолжает творить...
ОДНОФАМИЛЬЦЫ
— Яша, Боярский — это ваша реальная фамилия или псевдоним? Вы молодой человек, и когда были еще совсем ребенком, ваш однофамилец Михаил уже гремел. Это как-нибудь отражалось на вас?
— Не знаю, правда ли, но Алекс Сингал рассказывал, как однажды на мероприятии "Шансон года в Кремле" подарил Михаилу Боярскому диск моих песен. "Косит?" — спросил Михаил. "Нет, — ответил Сингал. — И, представьте, еще и говорит, что это вы под него". Фамилия, к моему большому сожалению и ужасу, у меня настоящая, и сей кошмарный рок преследует меня всю жизнь. Всегда помню, какой стыд доводилось испытывать во всех инстанциях, где только надо было заявлять о ней. Военкоматы, пансионаты, гостиницы и бюро пропусков, новые места учебы и работы, увеселительные и серьезные поездки, ну и так далее. Помню, как в надежде расплывались лица администраторов: "А вы не брат ли Михаилу?" И как при моем ответе "нет" они вновь мрачнели.
А родился я в Москве, в Криво-арбатском переулке, да еще и в том самом родильном доме, откуда Шарапов чужого ребенка забирал. До сих пор со смехом вспоминаю "спецоперацию Х", когда в детской поликлинике я расставил по углам и даже за ее пределами семерых оболтусов (всем лет по 12 было), ну а сам, вскрыв врачебный кабинет, стянул стопку медицинских справок-освобождений, по которым потом полшколы гуляло. Было дело, лампочки в метро выкручивал и на вагонных поручнях вниз головой висел.
«В ЧЁРНОМ ПИВЕ ПЛАКАЛ КРАСНЫЙ РАК...»
— Чем после школы занимались?
— В армии служил. Первого деда послал в карантине, а следующего — на второй день после прибытия в казарму. По пяткам мне сзади колотил и "Выше ногу!" кричал. Ну, побили после чуток, но больше уж зато и не совался никто. Я ведь мирный вообще, токо морда "интеллигентная" и потому.. провоцирует иногда.
— Как вспоминается ранняя молодость?
— По театральным студиям время проводил, после в подъезде у Есенина на Театральном тусовался, а дальше в "Московском комсомольце" числился поэтом внештатным. Представьте, студия поэтов там была. Заглянул. "Читай", — говорят. А мне лет 16 было. Ну, я про любовь начал. Вижу — морды воротят. Ну, взял, да и стеб написал. Серегу-кореша в чекиста переобул: хромачи там, сталинка, портупея и рубаха в горох, а сам под анархиста в шляпе вырядился. Приходим — немая сцена. Серега выходит:
"В оркестр летели стулья и червонцы,
Дышал с голов упитанный тройняк,
Рыдал на сцене пьяный Маяковский,
А в черном пиве плакал красный рак".
Все в обмороке: "Либо это бред, либо гениально!" После, лет пять еще, с программою этой концерты заделывали. Вход — пять рублей, и шел народ. Лишь в 1983 году закончили, когда я случайно хозяйский патефон раздавил. Перебрал Серега и ну городить. Я с гитарой. "Не пей, — шепчу, — больше, гад". А он мне коньяком в лицо — заигрался. Я — башмаком ему в спину, а сзади-то патефон стоял...
ЗАЩИТНИК БАБУШЕК
— С криминалом приходилось сталкиваться?
— Пару месяцев назад было. Выхожу на лестницу. Вдруг соседка — бабушка божий одуванчик — подбегает. "Яша, — кричит, — убивают!" "Хто?" — говорю. "Жилец мой! Внизу меня в машине ждет и жизни моей старушкиной лишить обещает". Выходим с другом Костяном. "Мерс" стоит, и харя там. "Здравствуйте, — говорю. — Вы кто?" "А что?" — отвечает. "А то, — говорю, — что наших бабушек тут вы не обижайте, а то может ведь над вами дождь пойти". Тут бабка как выскочит! Залезла в окно ему, питбулем в волосы вцепилась, а он — в ее! Вижу, деньги делят. Тут бабка вывалилась и визжит: "Яша, отними у него деньги — он обокрал меня!" Ну, я: "Отдайте деньги бабушке!" Харя — шмяк, да и по газам. А у меня рефлекс условный на догон (в стройбате вырабатывали), я и за ним. Догнал. Стучусь в стекло ему. И вдруг — стекло вдребезги! Мужик остановился, выскочил, орет как паровоз! Милиция тут, ОМОН. Жена его на джипаке подкатила, и что до того было, по крику ее всем медом показалось: В общем, прибрали всех, да и в участок свезли. Бабка в углу, жена харина орет, харя в туалете заперся, менты не понимают ничего и, вижу, дело шьют. Я ведь, случайно то, когда везли меня ищё: им ручку в "копейке" отломал и передний бампер уронил. Не виноват. Машина старая была, с кем не бывает: В общем, по кабинетам. "Ты зачем, — говорят,— харю обидел?" — "За бабушку заступался". — "Да-да, только бабушка эта из милиции свинтила, и теперь ты в ентом сложном деле — главный ответчик! Хулиганка с угрозой и порчей "Мерседеса" хариного". Я вышел, там харя стоит. Я говорю: "Стекло пополам, так как бабка эта все равно винта дала, ну а ты в следующий раз культурным будешь". "Давай", — отвечает. В общем, хороший человек оказался. Домой нас довез, но пить не пошел почему-то. Так и закончилась эта история, только за бабушек теперь поостерегусь впрягаться, а старушка эта и до сих пор в бегах.
НЕПРИЕМЛИМОЕ
— Какая статья в УК вам не приемлема?
— Отсутствие смертной казни для уродов. Кто обидит ребенка или женщину — своими бы руками придушил.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ
— Когда вы стали заниматься музыкой?
— В юности на гитаре тренькал. Я в первую очередь поэт, и не самый плохой, смею надеяться. В шансоне мысль есть. Текст. Музыка в нем вторична. Если это не так, то это уже рок, попса, но не дворовая и не дорогая всем честная уличная песня. В уличной не причесано все, не припомажено, поэтому и любит ее народ. Надо горячую душу иметь — вот что главное.
— Почему вас называют русско-немецким музыкантом?
— В 1990-х годах я уехал в Германию. Когда вышел мой диск "Я в Германии у тети", его даже турки в своих машинах крутили. В нем пульс жизни и правда, а не сопли эмигрантские. Я не против лирики, но лирика на данном этапе для эмиграции смешна. Это лишь в России думают, что там по березкам плачут. Другое время, другие заботы. Там всем наплевать на все, ну а кому не наплевать — сели, назад вернулись. Хоть как я, например. Раньше эмигрант у людей ассоциировался с таким страдальцем за правду, ну а сейчас лишь с аферистом по меньшей мере. Что ж дурака-то валять?
— Чем в России планируете заниматься?
— Сначала в журнал "Шансон вольная песня" замредактором пригласили, а теперь ведущим на московское радио "Шансон".
— Много ваших песен написано для других музыкантов...
— Да нет, не много, я бы сказал. Из того, кто на виду — Васька Пряников и Руслан Казанцев — бывший солист "Лесоповала". Я ведь перестал отдавать песни, ну, только если затащусь от чего-то в исполнителе.
КОЛЛЕГИ
— Расскажите о Михаиле Таниче. Отчего многие отзываются о нем как о суровом и достаточно неприступном человеке?
— Михаила Исаича ласково называют "дед". Почему как о суровом, не знаю. Вернее, знаю. Если вот, ты, к примеру, слон, а сбоку мыши — что делать? Дунешь — суровый, говорят. Только он может и должен строить все, как хочет. Право его.
— Расскажите о вашем выступлении в "Стриж-тайм". Давно ли вы знакомы с Ксенией?
— Я очень благодарен Ксении Стриж за тот тайм. В фойе радио "Шансон" я с ней познакомился, когда меня их прежний программный редактор В. Наливайко за бандитского недобитка посчитал и выгнал. Стою, она подходит. "Вы Ксения Стриж?" — говорю. "Ага, а ты кто?" — "Яша Боярский". "Поехали, твоя песня, мол, хорошая", — ну и пригласила. В начале тайма наехала, но после помирились, и тайм сей вообще многие помнят. Я с тех пор всегда ее своим другом считал, а тут сказали мне, что все стихи-песни мои она теперь считает пошлыми и меня самого черт-те кем. Я с этим не согласен. Если это правда, голову этой даме нужно лечить.
— Что это за история, когда ваш репертуар был перепет другими малоизвестными исполнителями?
— Про все не знаю, а вот с "Сыктывкаром" ездил кто-то по Северу. Ролик крутил, говорят, и руками размахивал. В РАО установили каналы, но я не стал судиться. Пусть машет, думаю.
— На ваш взгляд, реально ли в России бороться с пиратством и что для этого необходимо сделать?
— Конечно, реально. Дать за это 10 лет по уголовке — и завтра все кончится. Пират у музыкантов душу ворует, а тем нечем детей кормить. Гнида.
— В мире попсы, как известно, встречается много интриг. Что вы можете сказать про шансоновский цех?
— Да то же самое. В глаза тебе одно говорят, а за глаза — другое. Мысли всякие, подколки, пиар дурацкий. На эстраде смотришь — пацан чистый и крутой, а в жизни — убогий, маленький. Но вообще, по-настоящему талантливые люди не занимаются этим. Трудно было б представить Владимира Высоцкого кого-то в инете за грудки хватающим и кричащим: "Сам ты барыга низкий" или еще что-нибудь в этом роде. Это в попсе можно задницы и сиськи показывать — там больше нет ничего, а всем, кто в стихе и народной песне — надо стихи и песни хорошие делать, а не плевать друг в друга. Ивана Леонидовича Кучина уважаю. Вот он один — и по барабану: не кричит, не тусуется...
— Творчество каких еще исполнителей вы уважаете?
— Люблю братьев Жемчужных. Жаль лишь, что из них остался только уже один. Люблю песни Трофима, Третьякова и Алешкина, люблю чистоту песен Макаревича и Высоцкого, Танича, Полотно и Жарова, люблю слог Кучина и раннюю поэтику Круга. Балдею от вокала Карманова и от мастерства Галича. А вот не уважаю всех, кто презирает русскую уличную песню, но упорно лезет в нее. Не уважаю того, кто вырос на ней, но от нее отрекся. Ненавижу ложь, хамство, злобу и игру в гениальность.
ПОГОВОРИМ О ТОМ О СЕМ
— Нелепый слух о вас?
— Что я внебрачный сын Боярского, а еще пью, курю, колюсь и нюхаю.
— Расскажите о своей семье.
— У меня прекрасная жена и не менее прекрасная дочка Катька.
— Где любите отдыхать и чем занимаетесь в свободное время?
— Я прожил в Европе 15 лет и уверен, что лучше, чем дома — нет нигде. Рыбу ловить люблю, но особо не умею.
— Расскажите любимый анекдот.
— Помер мужик и забрали его в рай. Ходит он там, яблочки рвет, но скучно чего-то. Тут, глядь — чертила перед ним. "Пойдем, — говорит, — мужик, в ад со мною!" Тот: "Да ты что, обалдел?" А чертила: "Не дрейфь, не обижу. Все покажу тебе, да и назад доставлю". Ну, ладно. Фигак — и уже в аду они. Смотрит мужик — девки, музыка, карты, водка рекой — взял да и загулял. Все веселей, да веселей ему. А тут черт. "Слышь, — шепчет, — накось бумажку, подпиши, и будешь всегда у нас". "Легко", — мужик отвечает. Взял, да и подписал. Откуда ни возьмись семь чертей, под микитки его — и давай на сковородках жарить. Мужик орет: "Сволочь, я ж ведь на это не подписывался!" А тот отвечает: "А ты не путал бы, дурачина, туризм с эмиграцией!"
— Любимая марка машины.
— "Мерседес".
— Есть ли у вас домашние животные?
— Заяц домашний. Характер как у волка — может дом сторожить. Сам боюсь его.
— Ваша мечта.
— Ржавый "Фольксваген" поменять.
— Чем больше всего гордитесь в своей жизни?
— Женой, дочкой и парой песен.
— А за что вам больше всего стыдно?
— Лермонтов умер в 27, Есенин в 30, Маяковский в 35, мне чуть больше, но я и не один из них.
— Пожелание нашим читателям и вашим поклонникам.
— Будьте собой, дорогие!