Шальные деньги шоу-бизнеса
Приближается Новый год, и я уже с тоской думаю, что по всем ТВ-каналам будут петь одни и те же «звезды». Как им удалось так плотно все оккупировать? И что это у нас за шоу-бизнес, который производит так мало новых имен?
В. Ковальчук
На эти вопросы мы попросили ответить Юрия БЕРЕНДЮКОВА, блистательного гитариста, известного еще по группе «Яблоко», который часто аккомпанирует в концертах своей супруге — Марине Капуро. Юрий успел поработать и на советской эстраде, прекрасно осведомлен и о нравах современной российской. Вот его точка зрения.
Зарабатывать не надо
— Чтобы понять правила шоу-бизнеса, обратимся к примеру Запада. Там рыночная система нацелена на создание продукта и продажу его в конкурентной борьбе. Цель элементарна -заработать деньги, но при этом продукт должен постоянно улучшаться. Важнейшая часть шоу-бизнеса — продажа альбомов, все мировые звезды стали таковыми и заработали свои капиталы, потому что их пластинки были проданы сотнями миллионов экземпляров.
В России, как известно, продажи настолько микроскопические, что эту статью дохода можно и для артиста, и для компаний исключить. Да в нашем шоу-бизнесе деньги зарабатывать и не надо! То, что мы называем шоу-бизнесом, контролирует несколько крупных образований. Вся эта система существует на деньги очень богатых людей, которые получают их в основном от эксплуатации ресурсов нашей страны. И если такой богатый человек захотел увидеть свою дочь, жену или близкого друга звездой эстрады, он дает этим «крупным образованиям» живые деньги, которые остается только заглотить, «освоить». Причем, поскольку в руках у данных компаний уже находится музыкальное телевидение, радиостанции, пресса, им не нужно на это раскошеливаться, деньги просто перекочевывают в карман.
Раскрутка и продукт
— Что понимать под раскруткой артиста? На Западе, при рыночных отношениях, ее цель — чтобы артиста не просто знали в лицо, а чтобы продавались его альбомы, заполнялись залы. У нас под раскруткой понимают бесконечный (проплаченный) показ исполнителя по ТВ. Ротация продолжается до тех пор, пока деньги не кончатся или заказчику не надоест. Для тех, кто раскручивает родственников и любимых, главное, чтобы «моя девчонка покрутилась на экране, кайф!» Бывает, конечно, что «звезда» решает дать концерт. Результат плачевен в том смысле, что билетов продается мизерное количество. Зал заполняют приглашенные на халяву. Собственно, выручка звезду не особо интересует, но знаменателен сам факт: что за звезда такая, если люди на нее не идут!
Теперь о качестве продукта. Так как на Западе жесточайшая конкуренция заставляет производить все более качественную, интересную музыку, не может быть плохих композиторов, аранжировщиков, продюсеров. А у нас продукт такой, что если завтра Россия как держава шоу-бизнеса исчезнет, никто в мире этого не заметит, потому что мы ничего не производим на мировой рынок. Да у нас и своего нет: он нам не нужен.
Хит-парад
— Еще один этап создания «звезды» — возведение ее на вершины хит-парадов. На Западе это опять-таки делается по результатам продаж альбомов, но так как у нас продавать их, в общем-то, не надо (ну разве что артисту приятно увидеть пластинку на прилавке), то и механизмов выявления «общественного мнения» нет. Наивные зрители думают, что производятся какие-то опросы, а на самом деле сидит дядя Вася и составляет хит-парады так, как сказал хозяин. Случается, в хит-параде и западный исполнитель проскользнет, ну, это уловка, игра в демократию, Лас-Вегас для бедных.
У отечественного потребителя возникает чувство неполноценности, когда он смотрит «Евровидение»: «Так когда же наши победят?» Да никогда, до тех пор пока отбирать будут те, кто делает это сегодня. Наш шоу-бизнес — это система, которая живет сама по себе, для себя, и не учитывает мнение общества. Оказывается, даже по музыкальным каналам клипы крутят вовсе не для нас...
Концерты на заказ
— Источник российского шоу-бизнеса — не только немыслимые деньги от эксплуатации ресурсов нашей страны, но и заказные концерты для очень богатых людей. В России все время что-то празднуют: то юбилей банка, то открытие нового офиса, то день рождения шефа. За рынок заказных концертов идет борьба, крупные компании его контролируют. Под их крышей есть энное количество артистов, которых они на эти концерты и направляют. Затем этих артистов и крутят по музыкальным каналам, чтобы они примелькались потенциальным заказчикам. Естественно, спрос на тех, кого чаще видят. Но зато те, кто в бесплатной ротации, за выступления получают гроши.
Пока нет рынка
— Кроме «семейных проектов», «артистов под крышей», есть еще одна группа «звезд» — это небольшая часть артистов, которая перетекла из советского времени. Нетрудно заметить, что выжили не все, а видимо те, кто имел особые возможности. Они создали собственные империи, это уже не артисты даже, а крупные деятели шоу-бизнеса. У них есть и дополнительные сферы бизнеса. Что же касается концертов, прямой встречи с публикой, то залы они не собирают. И тут, конечно, есть возможность нагнать халявщиков, но все чаще концерты приходится отменять — билеты не берут! Но артисты продолжают числиться звездами, да еще первой величины.
Все происходящее — это результат отсутствия рынка. Только когда иссякнет поток преступных денег, останется одно — или умереть, или зарабатывать. Но купят только достойный продукт. Не надо думать, что у нас безвкусная аудитория, много людей думающих, ориентированных на хорошую музыку. Но пока те, кто рулит шоу-бизнесом, осуществляют тотальный контроль, в зародыше отсекают любое подобие конкуренции. И конечно, в Новый год мы увидим на экране все тех же «звезд».
В. Ковальчук
«АиФ - Петербург», №48, 2004 г.