Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Под властью ШАНСОНА. Стас Михайлов как первое лицо государства

Под властью ШАНСОНА. Стас Михайлов как первое лицо государства

СТУДЕНТОМ-СТАРШЕКУРСНИКОМ Я ПОДРАБАТЫВАЛ В КНИЖНОМ МАГАЗИНЕ. И с присущим всем студентам филологического снобизмом глядел на теток, хватающих с полок «иронические детективы» в ядовитых обложках, и на мужиков — охотников за фантастическим трэшем. «Будь у меня собственный магазин, — мечтал я, — выставлял бы всю эту макулатуру не на стеллажах, а в мусорных баках». Обычных таких баках, где эти книжки валялись бы вперемешку с гниющим мусором.

Но прошло совсем недолгое время, и в мусорном баке оказалась и до того ютившаяся на дальних полках классическая поэзия и драматургия, а классическую прозу сократили втрое, запихав всю на один несчастный стеллаж. Книжное пространство, как проказой, проросло той самой ядовитой продукцией. Мне стало совсем тошно, и я ушел.

А потом проказа облепила и другие книжные магазины, которые, как положено при проказе, либо поотсыхали, либо чувствуют себя скверно, их лихорадит. Книжке тяжело на равных конкурировать с колбасой.

Вроде бы как-то регулировать этот процесс должно государство, но государства в культуре нет. Есть только красивые здания министерств и комитетов; и там сидят люди с чрезвычайно интеллигентными лицами. Можно еще сказать, что государство в культуре у нас либерал, в самом радикальном, социал-дарвинистском смысле. «Пусть цветут сто цветов», — провозглашает оно.

Неумение отличить сорняки от цветов объясняется тем, что власть глубоко и трагически бескультурна. Первые лица страны чего только не вытворяли (цитируя Быкова, «тр на лыжах в акваланге, то на танке на журфак»), но вот с книжкой застать их в принципе невозможно. Такой экзотический вариант досуга им, видно, просто в голову не приходит. И бескультурье это не стыдливое и укромное, а демонстративное, под камеры.

Как-то, будучи еще в президентском статусе, Дмитрий Медведев созвал к себе светочей российского юмора, всю эту «нашурашу», и признался: «серьезного», мол, не особо хочется, а вот «ваш продукт смотреть приятно». Можно сказать: пусть смотрит, его личная проблема. Но — нет, к сожалению, проблема страны. Не то чтобы каждый из нас сверял свою жизнь по нынешнему премьеру, но все же он лицо нашего государства. Одно из лиц. И коллективное лицо у нашей власти чисто эстетически крайне несимпатичное. Такое инфантильно-набыченное после многочасового прослушивания Елены Ваенги и все время произносящее нечто из репертуара подворотен — про отрезать или про замочить.

Гала-концерты исполнителей шансона собирают Кремлевский дворец, самую престижную государственную площадку. Туда приходят почтенного вида люди в костюмах с золотыми запонками, в переполненных буфетах дегустируют дорогой коньяк. Поневоле впадаешь в когнитивный диссонанс. Как будто бигмак из «Макдоналдса» подают на фарфоре, под хрустальными люстрами. Куда гармоничнее такие мероприятия смотрелись бы в актовом зале Бутырской тюрьмы. Ну или в ее же внутреннем дворике. Чтобы ходили зрители, угрюмые, в ватниках, по кругу, а им из хрипящего динамика пели про извечный русский гоп-стоп.

Предоставляя главные концертные площадки для шансонного непотребства, власть демонстрирует народу, что это норма: «проказа» выкарабкалась из мусорных баков и покрыла собой интерьеры «лучших домов». Главные лица шансона стали лицом власти, неотделимы от облика страны. Уже никого не удивляет появление Стаса Михайлова и Григория Лепса в Государственной думе. Едва ли шокировал кого-то пассаж Лепса про «успокою этих уродов» (в парламентских стенах — вполне привычный дискурс). Ощущение было как раз такое, что они никогда и не покидали парламентских стен. Наверняка кто-то из телезрителей вообще подумал, что они депутаты.

Присутствие в обязательном порядке этих замечательных людей на инаугурациях и прочих ключевых государственных мероприятиях отнюдь не случайно. Михайлов, Лепс, Ваенга, Трофим — поющее олицетворение путинской России. Это такой гламуризованный шансон — блатняк в розовых рубашках поверх наколотых куполов. Все же от настоящего, конкретного блатняка власть старается дистанцироваться (хотя, казалось бы, общность интересов и наклонностей налицо). А эта инновационная, посыпанная блестками и старательно очищенная от какого-либо смысла тюремная самодеятельность как раз пришлась ко двору.

Стас Михайлов с декольтированной волосатой грудью и крестом или Лепс, говорящий с думской трибуны про то, как он «всех поломает», — это же, по сути, Владимир Владимирович от эстрады. Сходство и на уровне эстетики, и на содержательном уровне. У Стаса Михайлова, например, есть всем (к сожалению) знакомый пассаж про «Для тебя... моря и океаны, для тебя... рассветы и туманы» — на редкость банальные, ничего не значащие строчки, а у Путина в загашнике — классический хит про стабильность или (для чуть более продвинутых) про необходимость духовных скреп. И духовная скрепа нашей властью успешно найдена: это путинский гламуризованный шансон, совмещенный с медведевской «нашейрашей».

А все, что оСтастся за скрепами, кажется уже неуместным, ненужным, даже враждебным. Поэтому всестороннему наступлению дурновкусия сопутствует тренд смелого, демонстративного его одобрения. Дурновкусие с кулаками. Мол, ну да, смотрю, ну да, слушаю. А ты че? Самый умный?..

В «Мифе о пещере» Платон описывает жизнь людей, существующих в кромешной тьме: в отсутствие света они довольствуются лишь доступными им отраженными от стены тенями; тенями настоящего, полного красок мира. Сегодня свет поменялся на тьму, и люди культуры все больше напоминают горстку пещерных людей, взирающих на отсветы мира, в котором пирует всевозможная ликующая гопота. Культуре здесь не место. Власть приближает, держит возле себя органически близкую ей среду, глубоко антикультурную; и подальше брезгливо отталкивает от себя так называемых деятелей культуры (не по официальному статусу, а по факту). Потому что эти деятели — ох уж эти деятели! — мало того что имеют наглость быть талантливыми, так еще, чуть что, сразу лезут со своими дурацкими вопросами:про независимость судов и прессы, про судьбы детей-сирот, про расхищение доходов с нефтянки. «Ну к чему это все? Ну зачем они это, а?».

То, что происходит сейчас с культурой, это не какой-то жидомасонский заговор с целью оглупления и истребления русского народа, а следствие глубоко пессимистического представления, да чего уж там, попросту презрения по отношению к гражданам своей страны; которое то и дело, не прямым текстом, но намеками проскальзывает в речах ведущих политиков.

Они рассуждают примерно так: Стас Михайлов — это ровно то, чего наш народ-неандерталец заслуживает. А может, даже, наш народ-неандерталец не заслуживает и этого задушевного парня с глубоким декольте. Может, нашему народу-неандертальцу до Стасика еще расти и расти. Народ наш ведь вообще мало чего заслуживает, убогонький он, не готов ни к чему: ни к свободе, ни к культуре, ни к цивилизованной жизни. Страна Чайковского и Толстого? Были времена, да, но где тот народ? Выгнали, сгноили, поставили к стенке. Нам осталось одно отребье: пьянь да серая масса приспособленцев. И так, мол, выжимаем что можем из этого порченого материала.

Но это, конечно, все от лукавого. Например, возвращаясь к книжкам, в том же глухом совке брежневских времен по меньшей мере 70% этих самых совков посещали библиотеки. Неужели они все, как один, заполняли читательский билет с наганом у виска, под суровым оком гэбиста?

Очевидно, что в любом народе есть явное меньшинство, ну скажем, 5-10%, с которым не сделать ничего: ты хоть законодательно запрети воспроизведение любых музыкальных произведений, кроме песни Стаса Михайлова «Для тебя», а они, мерзавцы, все равно найдут способ Шнитке с Брамсом послушать. И есть зеркальное количество тех, кого ты хоть в Эрмитаже посели, запрется с «нашей рашей» и пивом в подсобке. Остальные же процентов 80 или 90 — податливая, целиком зависимая от обстоятельств масса. И сейчас обстоятельства эти явно не в пользу масс.

Антон Секисов
Московский комсомолец, 27 февраля - 6 марта 2013 года


Комментарии

24.04.2013 21:50 Дёма
Не читал от начала до конца материал, противно, честно говоря... Чистый лицемер этот Стас, по моему мнению, чистый подлец и вредитель человеческим душам! К чему его песни призывают?!.. "Всё для тебя всё для тебя! За тебя от тебя на тебя и в тебя! Тьфу!.. Наслушаются неокрепшие души такого, и превращаются просто в тупых потреблядей и мозгодроток! А от тебя то что???!!!... Я для тебя, а ты мне что???!!!... Мозги только выносить будешь!!!???... Тогда пошла ты на х(ОЙ!!!))) Да и чисто по человечески если разобраться, что может знать о Любви (Святом Чистейшем Людском чувстве!) тот (мужчиной и даже человеком не назову, язык не поворачивается), кто поменял к сорока с небольшим годам, не первую и не вторую жену...????... ЧТО МОЖЕТ ЗНАТЬ О ЛЮБВИ ТАКОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОЕ????.... Лицемерие, разве не так? Во всяком случае, мнение моё такое. Уважайте Правду, как сказал Отец, и тогда никто не упрекнёт вас в бесчеловечности и лжи...
04.10.2013 16:15 Настя
Ненавижу Стаса Михайлова!И это он называет "шансон!"Чтоб ты сдох,сука!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3825

vk rutube youtube

Андрей Данцев
Геннадий Баже
Виктория Гранкина
Андрей Демченко
Глеб Горбовский
Дмитрий Сулей
Александр Хамов
Серж Никольский
Сергей Гросс
Василий Чучнев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона