Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Советская малина...»

«Советская малина...»

Песня о том, как патриотически настроенные жулики разоблачили агента империализма

В этот раз в нашей рубрике мы поговорим о песне «Марсель». От нее так и веет портовым городом, где гуляют морячки из разных стран, где рекой льется дешевое вино и пиво и где так же дешевы и доступны женщины легенького поведения. Однако в песне не все так примитивно. Жулики в ней разоблачают иностранного шпиона. Сознательные они у нас... Были...

О ГЕРОИЗМЕ БАНДИТОВ

Сейчас на волне громадного успеха Елены Ваенги, песнями которой заслушиваются романтично настроенные слушатели-любители шансона, сейчас, когда неожиданного на гребень слушательского успеха выплеснулись песни звезды русского шансона лихих 90-х Сергее Наговицына, (ушедшего из жизни двенадцать с половиной лет назад), рассмотрим так называемый патриотизм отечественного уголовного элемента. Кстати, об этом в последнее время почему-то вспомнили не только певцы. Киношную продукцию буквально заполонили фильмы об уголовниках-патриотах, жертвующих даже своими жизнями в борьбе с чужеземным врагом. И эти киноленты не прошли незамеченными. Можно сказать, зритель оценил их довольно высоко, даже полюбил и поставил на пьедестал, к которому должны стремиться другие режиссеры, создатели фильмов. Вспомните недавно вышедшие на экраны сериалы: «Вторые» или «Паршивые овцы» о бандитах, которые оказались на свободе из-за наступления фашистов. События в сценариях развивались так, что уголовники-беглецы к концу фильма героически гибнут за Родину. Но вернемся к песням...

БУДЬ БДИТЕЛЕН!

Как пишут историки блатного фольклора, песня «Марсель», скорее всего, относится к концу 20-х — началу 30-х годов прошлого века, «когда в воздухе витал призрак надвигавшейся войны и в обществе нагнеталась истерия шпиономании» (Фима Жиганец).

События развивались бурно: полицейский налет на советское торгпредство в Лондоне, разрыв дипломатических отношений с Англией, убийство полпреда Войкова в Варшаве, постоянные сообщения советской прессы о диверсиях и террористических актах. В стране проводились бесчисленные военные маневры и массовая подготовка населения на случай боевых действий. На этом фоне постоянно повторялись призывы к бдительности, требования разоблачать шпионов и бандитов. Своеобразно откликнулся на события и уголовный мир. Надо напомнить нашим читателям, что в то время уркаганы считались «социально близкими» советской власти, и поэтому «советская малина» (так и названо на «голубом глазу» в песне притонное в принципе место) клялась оправдать это высокое доверие. Хотя не упустила момента показать, что были и остаются неблагодарной сволочью. Но это — уж как водится.

ЖИРКОМБИНАТ КАК ЦЕЛЬ № 1 ДЛЯ «ИНТЕЛЛИДЖЕНС СЕРВИС»

Сюжет песни таков. Стоит на майданчике жулик, и вдруг к нему подкатывает «незнакомый граждан». И осведомляется: где бы весело ночку прокутить, «чтоб были с нами девочки, чтоб было там вино»? И подчеркивает веско так: «А сколько будет стоить — мне это все равно».

Но сознательный жулик отвечает, что, мол, «не дале как вчера последнюю малину завалили мусора». Ну а дальше приезжий «граждан» начинает рассказывать про Марсель.

Напомним, что это портовый город во Франции, место, где морячки из самых разных стран отдыхают, так сказать, и душой и телом. «Граждан» рассказывает исключительно в превосходной степени: «Такие кабаки, такие бордели, такие коньяки!» И, что немаловажно при «культурном отдыхе», -«там девочки танцуют голые», а «воры носят фрак». Звучит, а?!

Не очень только понятно — зачем «граждан» плел про Марсель, может, заманивал лирического героя туда? Ведь после своего рассказа он открыл «шикарный чемодан» и предложил деньги и жемчуга стакан.

И как вы думаете, за что? Ни много ни мало, за план... жир комбината! Вот, оказывается, какие цели были у иностранных разведок!

Но не на тех напали! Наши жулики ~ самые сознательные и патриотически настроенные в мире! «Советская малина собрала свой совет, советская малина врагу сказала: нет!» Вот так вот.

Предложение шпиона было обсуждено на сходке, и воры и приблатненные решили не поддаваться буржуям недобитым. Перво-наперво у «того фраера» жулики забрали чемодан с жемчугом и деньгами. Ну а потом сдали его «войскам НКВД». За что сознательным преступничкам даже жал руку прокурор.

Однако после всего такого малину взяли «под усиленный контроль». Вот вам и благодарность нашим уголовничкам от советской власти... Ну и тлетворное влияние Запада дало свои ростки в душе лирического героя песни — он все думал о Марселе:

С тех пор имею, братцы.
Одну я в жизни цель:
Ах, как бы мне добраться
В ту самую Марсель!
Где девочки танцуют голые, 
А дамы е соболях, 
Халдеи носят вина, 
А воры носят фрак...

МАРСЕЛЬ

Стою я на майдане,
Держуся за карман,
Как вдруг ко мне подходит 
Незнакомый мне граждан

И говорит мне тихо: 
«Позвольте вас спросить. 
Где б можно было лихо 
Эту ночку прокутить?

Чтоб были с нами девочки,
Чтоб было-там вино,
А сколько будет стоить 
— Мне это все равно».

А я ему ответил: 
«Не бале как вчера
Последнюю малину 
Завалили мусора».

Он мне сказал: «В Марселе 
Такие кабаки
Такие там бордели,
Такие коньяки!

Там девочки танцуют голые, 
А дамы — в соболях, 
Халдеи носят вина, 
А воры носят фрака.

И с этими словами 
Таинственный граждан 
Отмычкой отмыкает 
Шикарный чемодан.

Он предлагал мне деньги 
И жемчуга стакан, 
Чтоб я ему разведал 
Жиркомбината план

Советская малина 
Собрала свой совет, 
Советская малина 
Врагу сказала: нет!

Мы взяли того фраера, 
Забрали чемодан, 
Забрали деньги-франки 
И жемчуга стакан.

Потом мы его сдали 
Войскам НКВД, 
С тех пор его по тюрьмам 
Я не встречал нигде.

Нас всех благодарили, 
Жал руку прокурор,
Потом нас посадили
Под усиленный надзор.

С тех пор имею, братцы, 
Одну я в жизни цель; 
Ах, как бы мне добраться
В ту самую Марсель!

Где девочки танцуют голые,
А дамы в соболях, 
Халдеи носят вина, 
А воры носят фрак...

БАЙКА С ЭЛЕМЕНТОМ СТЕБА?

Песня, конечно, по-своему любопытна. Она явно не является канонической для блатной лирики. Не припомним, чтобы в уголовных произведениях рассказывалось об иностранном шпионе. Наверное, действительно дуновение той эпохи... Хотя то, что шпион интересуется конкретно жир-комбинатом, а ничем другим более звучным, возможно, говорит о том, что в песне заложен стеб.

Впрочем, в 20-е годы жулики получали уникально малые сроки за свои деяния (вспомним постоянные «условки» Клима Чугункина из булгаковского «Собачьего сердца» — вот что значило «правильное» происхождение!), потому отношения с новой властью складывались полюбовно. В 30-е же годы с приходом к власти Сталина все изменится кардинально — он найдет занятие уркаганам на ниве строительства народного хозяйства. Тут уж будет не до Марселя...

...Не так давно по телевизору показали короткий репортаж из портового Марселя. Со времен одноименной песни в порту ничего не изменилось: дешевое вино — одно евро за бутылку, дешевые женщины — за 25 евро... Хорошо живут в Марселе!..


ЗОНА криминала, #9-10(345-346) март 2012


Комментарии

27.12.2017 17:55 maikop1952 [maikop1952@mail.ru]
Во-первых, эта песня написана не в 30-е годы, а много позднее - в 1946 году. Написана зеком, имя - Ахилл Левинтон, но не блатным, а по политической статье. Но стилизована под события 20-30 годов. И дело тут не в патриотизме блатных. Просто тогда существовала т.н. теория "перековки". В соответствии с ней уголовники считались "друзьями народа", способными перевоспитаться, поддающимися "перековке" трудом в честных тружеников. Почитайте роман Конст. Федина "Вор". В отличие от "врагов народа" - зеков с политическими статьями, которые без сомнения подлежали уничтожению. Потому и родилась такая лирика.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6841

vk rutube youtube

Любовь Шепилова
Олег Безъязыков
Артур Гога
Владимир Белозир
Булат Окуджава
Диана  Теркулова
Александр Галич
Александр Акатов-Тверской
 Валериан
Александр Черкасов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона