Елена Ваенга: "Я посчитала бы за честь спеть в дуэте с Жанной Бичевской"
Елена Ваенга родилась в Североморске, далеко на севере — в Мурманской области. Когда-то этот город носил название Верхняя Ваенга. Отсюда и псевдоним такой получился. Сама Пена признается, что давно уже "вросла' в свою теперешнюю фамилию, а настоящую вспоминает с трудом.
Любопытно, что ее родители были обычными инженерами, работали на заводе по ремонту атомных подводных лодок СРЗИ "Нерпа". Завод находился прямо на побережье Кольского полуострова в небольшом городишке с характерным для северного региона названием "Вьюжный".
Несмотря на свои инженерские должности, родители Лены были не чужды музыкальных интересов. Свои пристрастия они пытались привить и дочке. Правда, у каждого это получалось по-своему. Вот что говорит сама Лена: "Родители очень много времени отдавали моему музыкальному образованию. Мама все время сидела за фортепиано и пела. И папа пел, но не так много: в основном, "Мурку" и "Топится в огороде баня..."
Если бы родители не занимались музыкой со своей трехлетней дочуркой, то тогда вряд ли в девятилетнем возрасте Лена смогла бы написать свою первую песню и стать победителем Всесоюзного конкурса молодых композиторов на обширном Кольском полуострове. Хотя, кто его знает, этот талант? Может быть, и на целинном поле он бы дал свои всходы.
В любом случае, по окончании средней школы одарённая выпускница попадает в музыкальное училище имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и, завершив там учебу, получает диплом профессиональной пианистки и концертмейстера. Классическое музыкальное образование подразумевает игру на концертах произведений Баха, Бетховена, Шуберта, Берлиоза и многих других известных композиторов. Но оно не позволяет музыканту раскрыться полностью в художественном, актерском плане. И, пожалуй, самое главное, оно не дает той полноты самовыражения, которая необходима автору-исполнителю — сочинителю собственных стихов и музыки.
Когда Владимира Высоцкого спросили в начале семидесятых годов, что для него главнее — театр или авторская песня — он ответил: и то, и то. А в конце семидесятых им был сделан уже однозначный выбор в пользу песни. Тогда он сказал примерно так: "В театре над артистом стоит режиссер, художественный руководитепь, наконец, сам Господь Бог, а песня целиком принадлежит мне, и я делаю с ней все, что хочу". Елена Ваенга относительно своих раздумий в тот период сообщает следующее: "Для меня, если так можно сказать, "наметилась" стезя вокалистки и исполнительницы собственных песен. Я поняла, что мне необходимо дополнительное образование, если я хочу называться певицей. Пришло чувство, что я не так двигаюсь, говорю. Я стала ощущать, что пространство, которое я занимаю на сцене, — не мое...".
Тогда Елена Ваенга пошла учиться в БИЭПиП (Балтийский Институт Экологии, Политики и Права) на курс к Петру Вельяминову и вышла оттуда уже со специальностью "драматическая актриса театра и кино". Своих учителей - Петра Сергеевича Вельяминова и Геннадия Рафаиловича Тростинецкого (РАТИ — Российская Академия Театрального Искусства) она вспоминает с теплотой и любовью. Ведь это они научили ее уверенно держаться на сцене, позволили почувствовать себя настоящей актрисой.
Кирилл Карпов: Лена, после окончания театрального института многие выпускники стремятся попасть в кино, сниматься в сериалах. У тебя были подобные идеи?
Елена Ваенга: Такие предложения поступают всегда, В мире кино большая роль принадлежит удаче, счастливому случаю. Все актеры это знают. Например, я могу прийти на пробы, прождать, а режиссер в конечном итоге утвердит на роль не меня, а свою родственницу или знакомую. И мне, не имеющей подобного родства, приходится с этим мириться. Где-то это правильно, нормально. Ведь смешно было бы, если бы мой отец снимал кино и взял на главную роль не меня, а кого-то другого. Это касается крупных ролей. А на мелкие, в определенный сорт сериалов, идти сниматься я просто не хочу. Я лучше потом посмотрю этот фильм. Или книгу почитаю... Предложений сниматься у меня было достаточно. Евгений Гиршев: А как насчет театра? Е.В.: Кино и театр — это две совершенно разные вещи. Я не могу представить свою жизнь без театра. И очень рада, что, еще не закончив институт, на третьем курсе я играла спектакль-антрепризу "Свободная пара". Режиссером постановки была Екатерина Борисовна Шемелева, талантливейшая женщина. Она очень многому меня научила. Иногда меня удивляет, что таких талантливых режиссеров, настоящих мастеров сцены, знает ограни-ченный круг людей. Е.Г.: И, все-таки, как ты стала автором-исполнителем? Е.В.: Начиналось все, как и у всех: на гитаре по вечерам я бренчала любимые песни. Сидела в компаниях, пела уже свои собственные песни под гитару. Вначале это был круг из трех человек, потом -из пяти, приходили знакомые, затем — знакомые знакомых. Потом меня попросили выступить на какой-то закрытой бардовской вечеринке. Когда узнали, что буду петь я, вечеринка из ста человек превратилась в вечеринку из трехсот. Был нарастающий ком.
Затем Александр Бойко, которого очень хорошо знают в наших кругах, за руку привел меня на радио "Петроград-Русский шансон". И я сидела ночью и прямо в эфире пела под гитару. Без всяких записей или кассет. А потом уже начались записи. У меня была песня с названием Цыган". Б общем-то, с нее и началась вся моя работа вокалистки.
Е.Г.: Хочется задать традиционный вопрос: кто из исполнителей повлиял на твое творчество?
Е.В.: Я люблю слушать Жанну Бичевскую, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого. То есть, то, что слушали мои родители, слушаю и я. Западных исполнителей раньше я знала не так много.
К.К.: То есть, примерно в это время и сформировался твой интерес к песне. Ты поняла, что как раз этому ты и готова себя посвятить?
Е.В.: Даже больше могу сказать: я не думала об этом - я просто этим занималась. Я поняла, что это как раз та вещь, без которой я просто не смогу жить. Это часть меня. Если я завтра пойду работать на любую должность, то все равно буду петь. Дело уже не в профессии и не в зарабатывании денег. Это как в известной погорворке: "не тот художник, который может рисовать, а тот, который не может не рисовать". И слава Богу, что кому-то нравятся мои песни. Песня для меня вседа будет важней, чем, скажем, кино, потому что я уже родилась с ней.
К.К.: Какова, на твой взгляд, роль продюсера в раскрутке певца или певицы?
Е.В.: У меня было несколько продюсеров на протяжении всей моей творческой жизни. Но главным из них всегда был... мой муж (Иван Матвиенко — прим. авт.). Все финансовые вложения велись только им. Это ли не продюсер? А когда появлялись настоящие продюсеры, они обдирали меня "как липку" и воровали мои песни. При этом они мило улыбались, а потом пропадали. На первую линию опять выступал мой муж Иван. То есть, Иван всегда был "от начала и до конца". Я не хочу называть имена тех людей. Скажу одно: это люди, очень известные в широких кругах.
К. К.: Каким, по твоему мнению, должен быть идеальный продюсер?
Е.Б.: Я думаю, что хороший продюсер — прежде всего честный продюсер. Он должен быть хитрым, ушлым, даже где-то гадким. Но к другим людям. А со своими подопечными он обязан быть честным.
На самом деле это же целый клубок! У него должны быть выходы на радио, на телевидение. Я, даже имея деньги, могу прийти на телевидение, и мне скажут:
"Простите, а Бы не сестра той-то и той-то? Нет?.. Ну, извините, я Вас не знаю". Это было, есть и будет. И это тоже правильно: такая, своего рода, дедовщина в шоу-бизнесе.
Е.Г.: Круговая порука!
Е.В.: Мне больше по душе слово "дедовщина".
К.К.: А сама не хотела бы стать продюсером?
Е.В.: Я задавала себе этот вопрос. Я думаю, что это очень опасно. Если бы я стала продюсером, мне бы пришлось отдать все свои песни. А отдав свои песни, я бы отдала большую частицу своей души, частицу себя.
К.К.: Ты участвуешь в фестивалях "Весна романса", организатором которых является Галина Ковзель. Раскажи об этой стороне своей деятельности.
Е.В.: Благодаря Галине у меня появился несколько другой слушатель, который меня узнал, услышал и полюбил. Спасибо ей. Это очень своеобразная публика. И мне приятно, когда я исполняю романсы для людей, которым за семьдесят или даже за восемьдесят и которых на концерте не один и не два, а двести или триста. Это солидная публика. Иногда после концерта возникает ощущение, что сейчас к тебе подойдут и погладят по голове со словами: "умница, деточка!...
Я много раз говорила, что я понимаю под словом "шансон". Если хотите называть песни, которые я пою, шансоном — называйте!..
Я очень тяжело пишу попсу. Я ее умею сочинять, и мои песни поют попсовые исполнители. Но мне не интересно исполнять эти песни. Мне их мало.
К.К.: Тебе предлагали исполнять эти песни?
Е.В.: Небольшой опыт был. Даже если я начинаю сочинять попсу, я пытаюсь вкладывать смысл в текст песни. За что меня и ругают. Говорят: Ну, нет, девочка моя! Ты тут книжек начиталась и принесла нам неизвестно что!"..
На самом деле, это очень серьезная тема для беседы. Что поет, скажем. Чиж или группа "ДДТ"? Что поет Шевчук: рок это или шансон? Песни он поет со смысловой нагрузкой! Бее!
Я не буду петь песню "Я спрошу, у лифта стоя, сколько твое сердце стоит...". Это маразм. Идти на сцену и знать, что на тебя будут смотреть как на идиотку — такого мне не надо! Я знаю, какие бешеные гонорары получают эти люди. Я знаю массу самых настоящих звезд, которые из десяти песен на сцене девять споют под фонограмму. А народ будет орать, топать и радоваться этому обстоятельству. Люди, вас дурят, реально дурят, а вы радуетесь! И платите по полторы тысячи за билеты!
Е.Г.: А я для себя сделал вывод, что люди приходят за такие деньги просто посмотреть на любимого артиста.
Е.В.: Я не хочу их осуждать... Я сходила недавно на концерт Ленни Кравитц, так я там рыдала. Бот это действительно класс! Когда я вышла после концерта, то подумала, может быть, мне снова музыкальную школу стоит окончить?! (смеется).
К.К.: Если есть такие размышления, значит, этот концерт не прошел дня тебя даром.
Е.В.: Ни в коем случае! Я очень самокритичный человек, мне все время чего-то не хватает. Мне везде интересно. И под симфонический оркестр спеть — я имею на это право. Тем более, что пишу сама.
Е.Г.: Это хорошая черта. Получается, что ты постоянно совершенствуешься.
Е.В.: Еще древние философы говорили, что если человек перестает учиться, то он перестает жить. К.К.: На какого эстрадного исполнителя ты бы пошла? Е.Б.: Л бы пошла на концерт Лолиты. Мне нравится как пишет песни Константин Меладзе и как поет Валерий Меладзе, но на концерт Валерия я бы не пошла. Я лучше куплю его диск...
Что касается западной музыки, то я уважаю творчество Мадонны. Еще слушаю западных рокеров. Из наших — я бешеная поклонница Дианы Арбениной. Сергея Чигракова и "ДДТ". Я не люблю слушать "Алису", но мне нравится читать тексты Кинчева. А под рюмочку могу и Верку Сердючку включить. Там есть юмор!..
Не буду лукавить, у меня полное собрание сочинений Аллы Борисовны. Иногда я жалею, что никогда не была раньше на ее концертах, не слушала ее старые песни. Сейчас я хочу слушать "Старинные часы". Этой песне я верю больше, чем песне "Зайка моя". Я была недавно на ее концерте и поняла: кто бы что ни говорил, а это примадонна. Кто так может петь — никто!
К.К.: А с кем из артистов русского шансона ты бы вышла на одну сцену и спела в дуэте?
Е.В.: Для меня было бы великой честью спеть вместе с Жанной Бичевской. Б моей жизни это был бы памятный день, о котором я, наверное, внукам бы рассказывала. Очень трепетно к ней отношусь. Просто не могу представить себя, поющей рядом с Александром Розенбаумом: это для меня не реально. Более реально выступить с Трофимом — мы с ним общаемся, с удовольствием спела бы с Гулько, а еще... а еще я бы с удовольствием с рокерами попела!., (смеется). К.К.: В октябре у тебя ожидается сольный концерт в БКЗ "Октябрьский". Расскажи о нем. Е.В.: Генеральным спонсором этого проекта выступит •Региональное общественное благотворительное движение "Большая Медведица"», а основным информационным партнером, я надеюсь, будет радио "Петроград-Русский шансон". Б концерте примет участие симфонический оркестр, ожидается целое отделение с рок-музыкой. Там будут звучать песни, которые войдут в мой новый альбом. И этот альбом будет продаваться прямо на концерте. Предварительное его название -"Тайга"...
На концерте я всегда делаю блок с живыми музыкантами — пять или семь человек живого состава. И я надеюсь, если это получится, вместе со мной выступит еще и детская капелла...
То есть, одни мои песни будут звучать с симфоническим оркестром, другие — с ребятами из рок-тусовки, третьи — будут исполнены в живом составе как "неопределенный" жанр. На концерте Пугачевой мне понравилось, как поют пять бэк-вокал исто к. И я подобрала себе уже пять бэк-вокал исток.
К.К.: У тебя постоянный или переменный состав музыкантов?
Е.В.: Скрипка — Сергей Захаренко, гитара — Александр Барсуков, рояль — Михаил Бородулнн и вторая гитара -Олег Максимов. Это постоянные музыканты. На аккордеоне в этот раз будет играть новый человек. Пока не могу назвать его фамилию. Рок-музыкантов я тоже не помню; мы с ними недавно стали репетировать.
К.К.: Сколько альбомов у тебя вышло на данный момент?
Б.Б.: Первый альбом назывался 'Портрет". Потом вышел очень дорогой моему сердцу двойной альбом "Флейта". Он получился немного не в формате первого. Третьим альбомом был сборник "Лучшие песни", куда вошли только три или четыре мои новые песни. И четвертый диск должен выйти уже осенью этого года.
Еще я мечтаю выпустить диск военных песен: его я сделаю обязательно. У меня был опыт работы на студии Добролет" с Александром Мартисовым. Теперь Мартисов -звукорежиссер у Александра Розенбаума. На Добролете" интересная схема записи, живые инструменты.
К.К.: Какие у тебя будут пожелания к читателям "ШансоньеРа"?
Е.В.: Скажу кратко. Я желаю всем всегда быть терпимыми и здоровыми.