Романтика по-русски
При личном знакомстве Андрей Демченко представился как детективный писатель, автор девяти романов. Но стоит добавить, что в далеком прошлом Андрей Николаевич — вокалист и милиционер, в недалеком -журналист, писатель и художник, в настоящем — сценарист и актер. В сериале "Петрович" он играл в паре с народным артистом РСФСР Алексеем Петренко. А в фильме "Черные волки" о милиции 50-х работал вместе с Александром Голубевым, Владимиром Капустиным, Владимиром Юматовым.
В обозримом будущем телезрители увидят сериал, снятый по книгам детективиста. А пока фильм в производстве, с Андреем ДЕМЧЕНКО встретился корреспондент "Щита и меча".
— Андрей Николаевич, отечественная киноиндустрия сегодня не испытывает дефицита в "ментовских войнах". Чем ваши истории отличаются от других?
— К сожалению, наши экраны заполонили неправдоподобные милиционеры — этакие Бэтмены, никогда не испытывающие страха и побеждающие в одиночку целые банды. А я из рассказов отца-фронтовика четко усвоил: страшно бывает даже самому отважному человеку. Только одни умеют скрывать свой страх, а другие нет. Супергероями нас накормили до тошноты, и зрителю уже хочется видеть на экране людей, которые, если понадобится, обезоружат преступника, прикроют жертву своей грудью, хотя в обычной обстановке ничем не выделяются из толпы. Такими и являются мои герои. Это двое полицейских: старший следователь с Петровки и оперуполномоченный. Со скоростью одно преступление за две серии они расследуют восемь уголовных дел. Это так называемый вертикальный сериал о деятельности полиции.
Порой фильмы грешат не только явным преувеличением, но и ошибками всякого рода — киноляпами. Правда, это было всегда. Например, всем известный русский разведчик Исаев был внедрен в Управление СС под фамилией, которой в Германии не существует. Приди Исаев к Мюллеру под фамилией Штирлиц на самом деле — он тут же оказался бы в застенках гестапо. А в Голливуде думают, что достаточно прибавить к любому слову окончание "ов" или "ев" — и будет русская фамилия. Так появляются в американских фильмах Бацновы, Фурюевы или Пе-миевы. Не менее странно и нелепо выглядит в нашем кино следователь, который и в засаде сидит, и экспертизу проводит, и в погонях участвует. Будто он один справляется с работой, которую на самом деле выполняет целый штат специалистов. Подобных ляпов у меня в романах или сценариях нет. Не потому, что я досконально знаю работу оперов и следователей, просто о профессиональных тонкостях службы я обязательно осведомляюсь у компетентных людей.
— Почему решили писать именно про милицию?
— В далеких 70-х милицейская профессия, особенно следователя или оперуполномоченного, была уважаема в обществе. В СМИ поддерживался положительный образ человека в погонах. Причем не надуманный, а объективный, реальный. Знаю это, потому что когда-то сам служил в дивизии Дзержинского ВВ МВД. Доводилось прочесывать чердаки и подвалы в поисках притонов, отлавливать зэков в лесах. И встречи у меня там бывали такие, при воспоминании о которых холодок бежит по спине. Приходилось вместе с сотрудниками милиции патрулировать улицы, стоять в оцеплении на встречах глав государств, во время футбольных матчей. Нас учили работать по фотороботам, знакомили с блатным жаргоном. Будучи журналистом, снимал для западного телевидения материалы о российской преступности и о борьбе с ней, вел в газетах криминальную хронику. Словом, знаком с милицейской службой, начиная с работы участкового и заканчивая деятельностью целых управлений. А то, что пишу о людях в погонах, — пусть это будет моей лептой в дело создания положительного образа современного полицейского. Наши правоохранительные органы сейчас в этом нуждаются, поскольку травля, организованная СМИ в 90-е годы, создала совсем другой образ стража правопорядка. Новому поколению полицейских приходится тяжело из-за того, что надо бороться с навешанными ярлыками.
— Ваш детектив писался еще в "милицейскую" эпоху. Как вы относитесь к перевоплощению сотрудников МВД в полицейских?
— Мне кажется, что общество явно недооценивает значение этого переименования. Изначально милиция объединяла дружины добровольцев, вооруженных винтовками, но не специальными знаниями и навыками. А слово "полиция" подразумевает штат профессионалов. Сегодня его костяк должны сформировать те, кто в милицейскую бытность проявил себя с самой лучшей стороны, для кого профессия стала не только родом деятельности, но и образом мыслей.
А кто должен формировать достойный имидж правоохранительных органов — общество или сами полицейские — однозначного ответа нет. Все взаимосвязано. Если кинематограф и СМИ будут усиленно работать над образом честного, мужественного полицейского, то и сотрудникам придется ему соответствовать. В то же время, если солдаты правопорядка профессионально справляются со своими обязанностями, то и средства массовой информации будут заинтересованы отразить это на своем поле.
Мне кажется, сегодня самое время создать сообщество писателей, журналистов, режиссеров, актеров, музыкантов и других творческих людей, которые своей деятельностью могут поднять рейтинг полицейской профессии и вернуть ей утраченную романтику. На мой взгляд, газета "Щит и меч" могла бы стать учредителем такой организации. Думаю, под эгидой вашего издания мы сможем привлечь достойных людей, которые в своих киноработах, публикациях либо каком-то другом формате предложат современных "Знатоков", Жегловых и Анискиных.