Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Высоцкий пел прослушке из КГБ по телефону

Высоцкий пел прослушке из КГБ по телефону

Высоцкий

На этой неделе замечательному артисту исполнилось бы 74 года. Мы попросили вспомнить о Владимире Семеновиче его друзей и коллег

Поливал фрукты из душа и смеялся

Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял Высоцкого в фильме «Опасные гастроли».

— Когда его жена Марина Влади уезжала в Париж, Володя вел с ней многочасовые разговоры по телефону. Бесплатно. Ведь все телефонистки были от него без ума. Он набирал 07. И говорил: мне «вторую», «вторая» соединяла с «тридцатой». Он таким же образом соединял и меня с моей Татьяной — у меня только начинался роман со второй женой, а дозвониться в Ташкент было даже труднее, чем в Париж.

Володя говорил Марине: «Хочешь новую песню послушать?» И я держал трубку, а он ей пел. Когда какие-то аккорды и переборы, я подносил ближе к гитаре. Когда он куплет начинал — ближе к нему. Однажды что-то защелкало в телефоне. Он мне говорит: «Это нас слушают». И в трубку: «Ребята, дайте поговорить без свидетелей. Это чисто интимный разговор. Отключитесь. Я вам потом попою». Щелчок. Час говорил. Повесил трубку. Звонок. «Можно Владимира Семеновича?» — «Да». — «За обещанным», — говорят. И Володя пел часа три в трубку этим кагэбэшным ребятам...

Ко мне в гости он в Ташкент приезжал. В первый свой приезд на гастроли с Таган-кой он поселился, как и вся труппа, в гостинице. Я пришел за ним и увидел, что в номере он, набрав воды в ванну, навалил туда доверху фруктов — винограда, яблок, груш, дынь и арбузов. Я спросил, зачем он это сделал. «Красиво!» И добавил: «Я думал, у нас всему конец, но увидел в Ташкенте, что еще остался кусочек рая». Мы приезжали в гостиницу за полчаса до спектакля. Он поливал фрукты душем. И любовался.

После спектакля он садился у меня дома с гитарой и пел ночи на пролет. По-моему, вообще не спал. Многое мы записали на магнитофон, но все записи разошлись по рукам.

Снимал «Место встречи...»

— Володя снялся у меня в фильме «Вертикаль» в 66-м году, — рассказал «КП» режиссер Станислав Говорухин. -Актеры неделю жили в палатке под ледником, чтобы «почувствовать» горы. Мы очень рассчитывали, что Володя, проникнувшись этим духом, напишет крепкие песни. Без них картина не могла состояться... В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды... Наша палатка превратилась в перевязочный пункт... Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять. И у него рождались песни. Альпинисты считали, что он опытный покоритель высоты. А он увидел горы впервые...

— После «Вертикали» у вас была еще одна значительная совместная работа в фильме «Место встречи изменить нельзя». Ходили слухи, что часть какую-то снял Высоцкий.

— Это правда. Дело в том, что Володя готовился к съемкам «Зеленого фургона» на Одесской киностудии. Я предложил ему попробовать себя в качестве режиссера — на небольшом куске фильма. Он четыре дня снимал эпизод. Конечно, снял несколько театрально: большими кусками, не очень монтажно. Потом пришлось два-три крупных плана доснимать. Но они сохранились в картине — опознание Фокса, Шарапов отпускает Груздева.

— Из-за чего вы поругались?

— Это было на съемках «Кинопанорамы». Все собрались и ждали Высоцкого. Он не идет. Я ему позвонил: «Володя, ты где?» Он: «Да я еду, еду сейчас». Мы еще час ждали. Звоним. Он говорит: «Я не поеду. Вообще телевидение меня не снимало. А сейчас решили...» Я чувствую, что он то ли пьяный, то ли болен. Я сказал: «Ты же меня подводишь! Ну, как хочешь!» Положил трубку. И все, и я с ним не общался месяца три. Перед самой смертью я позвонил ему, он обрадовался. Пришел к нему. И это был снова тот Высоцкий, которого я любил. Он мне пел, а потом, когда я уходил, уже на лестнице продолжал читать стихи.

Играл на грани

— Последняя декада гастролей 77-го года прошла в Марселе. Накануне финального «Гамлета» — ЧП! Сорвался Высоцкий, — вспоминает актер Вениамин Смехов. — Он с приятелем убегал от погони. Режиссер Любимов и художник Боровский на такси гнались за ним от кабачка к кабачку. Высоцкий сдался. «Гамлет» состоялся. Но что это был за спектакль! За кулисами — французские врачи. Безмерные страдания больного Володи. Уколы. Мука в глазах. Мы трясемся, шепчем молитвы — за его здоровье, чтобы выжил, выдержал эту перегрузку. Врачи поражены: человека надо госпитализировать, а не на сцену выпускать... За полчаса до начала, когда Высоцкий с гитарой уже устроился у стены, Любимов позвал всех артистов за кулисы. Он говорил жестко и даже враждебно: «Вы взрослые люди, и я ничего не буду объяснять. Сейчас вам идти на сцену. Врачи боятся: Володя ужасно ослаблен.

Надо быть готовыми и надо быть людьми. Высоцкий не просто артист. Это особые люди — поэты. Мы сделали все, чтобы риск уменьшить. И врачи здесь, и Марина прилетела. Вот наш Стае Брытков — могучий мужик, я его одел в такой же свитер, и, если что, не дай бог, Стае появляется, берет принца на руки и быстро уносит со сцены, а ты, Вениамин, выйдешь и сымпровизируешь в размере Шекспира: «Опять ты, принц, валяешь дурака! А ну-ка, стража, забрать его!» По ходу сообразишь. Ну с богом, дорогие мои...» Когда все было позади, Любимов сообщил: «Такого «Гамлета» я ни разу не видел! Прекрасная работа...»

Анна Велигжанина, Наталия Юнгвальд-Хилькевич
Комсомольская ПРАВДА!, 26 января - 2 февраля 2012


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2314

vk rutube youtube

Игорь Тальков
Марк Бернес
группа Беломорканал
Федя Карманов
Владимир Хозяенко
Александр Жданов
Александр Вайнберг
Анна Герман
Анатолий Днепров
Владимир Маркин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона