Сергей Наговицын: мужская лирика
В этот раз в нашей постоянной рубрике мы расскажем о звезде русского шансона 1990-х годов Сергее Наговицыне. К сожалению, он умер 12 лет назад. Широкую известность он приобрел в 1998 году после выхода альбома «Приговор». Всего Сергеем выпущено пять альбомов: «Городские встречи», «Дори-Дори», «Этап», «Приговор», «Разбитая судьба».
ПРОШЕЛ «ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ»
Родился Сергей Наговицын 22 июля 1968 года в городе Закамске. В средней школе он учился так себе, но был очень спортивным (КМС по боксу). На гитаре Сергей начал играть в 1985 году под влиянием Александра Розенбаума. Может, по его примеру Сергей решил стать врачом. Он поступил в Пермский медицинский институт, но его вскоре после поступления забрали в армию.
По распределению Сергеи Наговицын попадает в Батуми, в «горячую точку». Демобилизовавшись из Вооруженных сил, Сергей Наговицын устраивается на работу в пермский «Горгаз». В этой организации существовала самодеятельная рок-группа. С ней и сделаны были первые аранжировки песен Сергея Наговицына (альбом «Полная луна», 1991 г.).
В следующем году московский продюсер-ский центр «Русское Шоу» предложил Наговицыну подписать контракт о звукозаписи, что он и сделал. В те годы и сформировался стиль певца — блатная лирика, совмещенная с дискотечными ритмами.
К началу 1994 года было написано 16 песен. Половина из них вошла в первый альбом «Городские встречи» (1998), записанный на профессиональной студии. Затем был альбом «Дори-Дори» из песен, написанных в 1995-1996 годах. Песня «Дори-Дори» из этого альбома привлекла внимание Санкт-Петербургской радиостанции «Радио Русский шансон». Именно с «Дори-Дори» началась всероссийская известность музыканта.
АЛЬБОМ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Своими любимыми исполнителями Сергей Наговицын называл Аркадия Северного, Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума, Александра Новикова.
Сразу стоит сказать, что Сергей Наговицын не сидел в тюрьме и не привлекался к уголовной ответственности. При жизни автора было выпущено шесть официальных альбомов: «Полная луна» (1991), «Городские встречи» (1994), «Дори-Дори» (1996), «Этап» (1997), «Приговор» (1998), «Разбитая судьба» (1999). После его смерти вышли альбомы «Вольный ветер» (2003), «Дзынь-дзара» (2004) и «Под гитару» (2006), содержащие в том числе и ранее не издававшиеся композиции. Сам Сергей задумывал трилогию из альбомов: «Приговор», «Этап», «На свиданку».
Но альбом «На свиданку» был выпущен после его смерти, и издателями был назван «Разбитая судьба». В одном из своих немногочисленных интервью, в год смерти, Наговицын объяснил, почему почти все его песни такие длинные, не менее шести минут:
— Для людей, которые отсидели или продолжают сидеть, важны не только текст и мелодия. Важно и время, за которое можно что-то вспомнить или осмыслить. То есть я писал длинные песни для того, чтобы у человека было время на размышление...
Песни Сергея очень лирические и в то же время очень мужские, настоящие. И хотя он не «топтал зону», но служил в армии в экстремальных условиях. Не понаслышке знал, что такое риск, чувство локтя, кровь и несправедливость.
Сергей Наговицын не появлялся на телевидении, да и радио не всегда охотно ставило его песни. Его почти не знали в лицо. Но вот песни его знали хорошо. Для поэта это самое главное.
...В ночь с 20 на 21 декабря 1999 года, направляясь на гастроли в Курган, Сергей Наговицын скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. 22 декабря Сергей был похоронен в Перми.
«ЗОНА»
Я на волю, как из клетки, сизым голубком.
Ночью красные ракетки в темно-голубом.
Хороводит ветер верный, лето за горой.
Не последним и не первым я вернусь домой,
Я вернусь домой...
Припев:
Дым стопками, пыль прожженная летает.
Ты, сопками окруженная, святая.
Угольком щелкнет в обморок судьба.
Снег упадет ожерельем над тайгою.
Смерть украдет. Выпьем — дело молодое.
Табаком да вареньем по губам.
Я на волю, как из клетки, сизым голубком.
Рассекли звонков разметки двери сапогом.
За меня споют бураны темного двора.
Как тогда забрали рано, так пришел с утра,
Так пришел с утра...
Припев.
Я на волю, как из клетки, сизым голубком.
Ночью красные ракетки в темно-голубом.
Хороводит ветер верный, лето за горой.
Не последним и не первым я вернусь домой,
Я вернусь домой...
Припев.
«ЭТАП»
Мендельсоновские дела
Напевает колесный стук.
Взяли прямо из-за стола,
Измарали в крови фату.
Помню только скамью и суд,
Помню — дождик все кап да кап.
И теперь мой душевный зуд
Утешает родной этап.
Припев:
Спят котлы и фонарики в спецвагонах,
Автоматы в служебниках.
Пацаны, им по двадцать лет, в погонах
И друзья их в ошейниках.
Только мне не до сна, вспомнил мать, Иринку,
Вспомнил яблоню у реки.
И бегут в голове моей картинки,
И бегут километрики...
С центра музыку заказал,
Всей деревне гулять велел.
Детям стольники раздавал,
Денег тратил и не жалел.
Гривы в ленточках у коней
И гостями полна изба.
Все как надо, как у людей,
Но сыграла ва-банк судьба!
Припев:
Спят котлы и фонарики в спецвагонах,
Автоматы в служебниках.
Пацаны, им по двадцать лет, в погонах
И друзья их в ошейниках.
Только мне не до сна, вспомнил мать, Иринку,
Вспомнил яблоню у реки.
И бегут в голове моей картинки,
И бегут километрики...
Мендельсоновские дела
Напевает колесный стук.
Взяли прямо из-за стола,
Измарали в крови фату.
Помню только скамью и суд,
Помню — дождик все кап да кап,
И теперь мой душевный зуд
Утешает родной этап.
Припев:
Спят котлы и фонарики в спецвагонах,
Автоматы в служебниках.
Пацаны, им по двадцать лет, в погонах
И друзья их в ошейниках.
Только мне не до сна, вспомнил мать, Иринку,
Вспомнил яблоню у реки.
И бегут в голове моей картинки,
И бегут километрики...