Девочка-пай и жиган
На этот раз в нашей постоянной рубрике мы расскажем не о старой блатной песне, а о сравнительно молодой, которой скоро исполнится 20 лет. Культовый блатняк от Михаила Круга — «Девочка-пай». Вся приблатненная Средняя полоса России распевала эту песню еще до того, как она вышла на альбомном диске и стала известна всей стране. Несмотря на современность и несомненное стилистическое единообразие с другими песнями Круга, «Девочка-пай» сделана по канонам старых блатных кабацких песен времен нэпа.
СТРАННАЯ СВЯЗЬ С ГРУСТНЫМ ФИНАЛОМ
Сначала о сюжете (с нашими комментариями в скобках).
Действие происходит в Твери. Молодой хулиган ухаживает за порядочной девушкой. Девушка, по мнению лирического героя песни, настоящий идеал — «нету таких даже среди шкур центровых» («шкура» на блатном языке — проститутка, «центровая» — элитная, которая ошивается по дорогим ресторациям, гостиницам).
Она была несколько огорчена, когда ухажер сообщил, что принес ей розы, которые «отнял в киоске на Первой Ямской» (как видим, молодой человек не поскупился — принес розы, а то что не заплатил за них, так, может, этим он особо хотел понтануться перед барышней). Дальше в песне приводится, скажем так, оксюморон — «девочка-пай, рядом жиган и хулиган». Странная пара, короче (как гласят словари блатного жаргона, жиган — это человек, отличающийся хитростью, умом, хвастливостью. Но зачастую переступивший строку закона, чаще всего вор; его хитрая натура отражает его наружность, определенный стиль одежды, привычки, разбитной стиль жизни).
Дальше начинается горькая правда жизни. Герой-жиган признается, что он «понты просадил» и «в делах узелки затянул» (в данном случае это означает, что он сделал что-то не так и на него стали «шить» какое-то дело).
Как-то к ним даже заглянул участковый «и с чаем полторта сожрал» (что ж, участковый молодец, он как раз должен хорошо знать всех жиганов в своем районе, их связи, в том числе любовные, и вести с ними профилактические беседы. Пусть и прожорлив оказался милиционер).
Девочке-пай участковый уполномоченный без обиняков описал ее нерадостное будущее с жиганом — «станешь подстилкой кабацкой». В принципе, он прав, любая девочка-пай может быстро в таком обществе превратиться в маруху (подругу преступника), чего уж там говорить (молодец еще раз участковый, что про-светительствует).
Конечно, родители девочки-пай были крайне недовольны ее выбором — мамаша стала сопровождать дочку на улице, а папаша и вовсе сделал ход конем — «привел женишка». Тот тоже притащил розы (он их наверняка купил), но до девочки-пай не донес. Лирический герой подстерег его и «съездил с левой крюка» (в боксе, если крюк размашистый, этот удар называется свингом — довольно редко встречающийся сейчас прием).
Естественно, после такого силового проявления чувств главного героя взяли. И уже в самом конце песни герой мысленно разговаривает с любимой и мечтает: «Мне иногда хочется посидеть с тобой в "Лазурном". Представляю: ты проходишь через весь зал — "бардак" молчит. Галька роняет поднос, а ты садишься ко мне на колени — и я плыву». («Лазурный» в данном случае — отнюдь не берег, а, видимо, какой-то ресторан в Твери. «Бардак» в данном случае по фене — пьяные посетители.) Что ж, конец трогательный и грустный. По-своему.
ДЛЯ КАБАЦКОЙ КОМПАНИИ
Как известно, Тверь — родной город для Михаила Круга, потому всю песенную тему он, наверное, списывал с реальных случаев, сделав собирательную историю. Довольно поучительную. Девушки часто влюбляются в «плохих парней», криминальный налет в таком нежном возрасте добавляет избраннику загадочности и романтичности. Тем более девушки в таких случаях думают, что уж ради них-то избранник обязательно завяжет с темными делами. Но этого почти никогда не случается. Хеппи-энд не характерен и для блатных песен, так что тут полная гармония творчества с реальной жизнью.
Как уже было сказано, песня похожа на блатняк времен нэпа, хотя это и не стилизация. Просто очевидная кабацкая направленность на пьяную душу расчувствовавшегося «бардака» тут вполне очевидна.
«Девочка-пай» — не главный хит покойного Михаила Круга, но очень любима, опять-таки, приблатненными ресторанными компаниями. А в Средней полосе России — Тверь, Владимир, Муром, Ковров — там, где Круга особенно любили и любят и где огромное количество колоний и поселений, песня «Девочка-пай» звучит из каждой ресторации каждую пятницу до сих пор. Сам наблюдал.
«Девочка-пай»
В тебе было столько желания,
И месяц над нами светил,
Когда, по маляве придя на свидание,
Я розы тебе подарил.
Какой ты казалась серьезной,
Качала в ответ головой,
Когда я сказал, что отнял эти розы
В киоске на Первой Ямской.
Припев:
Как было тепло,
Что нас с тобой вместе свело?
Девочка-пай — рядом жиган и хулиган.
В нашей Твери нету таких
Даже среди шкур центровых.
Девочка-пай, ты не грусти, ты не скучай.
Понты просадил я чуть позже,
В делах узелки затянул,
А наш участковый, ментовская рожа,
Домой к тебе вдруг заглянул.
Он, как портретист на Трехсвятской,
Двоих нас с тобой «рисовал».
Давил, что ты станешь подстилкой кабацкой,
И с чаем полторта сожрал.
Припев.
Овца шебутная, мамаша,
Как утка, тряся потроха,
Тебя провожала по улице нашей,
Папаша привел женишка.
Но как-то под вечер в подъезде
К нему подкатил я слегка.
Он нес тебе розы, а я ему съездил
От всей души, с левой, крюка.
Припев.
Девочка-пай, взяли меня, ты не скучай. Милая моя, я здесь не только потому, что любил тебя, а потому, что «завязал» для тебя. Мне иногда хочется посидеть с тобой в «Лазурном». Представляю: ты проходишь через весь зал — «бардак» молчит. Галька роняет поднос, а ты садишься ко мне на колени — и я плыву.
1992 год