Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Девочка-пай и жиган

Девочка-пай и жиган

На этот раз в нашей постоянной рубрике мы расскажем не о старой блатной песне, а о сравнительно молодой, которой скоро исполнится 20 лет. Культовый блатняк от Михаила Круга — «Девочка-пай». Вся приблатненная Средняя полоса России распевала эту песню еще до того, как она вышла на альбомном диске и стала известна всей стране. Несмотря на современность и несомненное стилистическое единообразие с другими песнями Круга, «Девочка-пай» сделана по канонам старых блатных кабацких песен времен нэпа.

СТРАННАЯ СВЯЗЬ С ГРУСТНЫМ ФИНАЛОМ

Сначала о сюжете (с нашими комментариями в скобках).

Действие происходит в Твери. Молодой хулиган ухаживает за порядочной девушкой. Девушка, по мнению лирического героя песни, настоящий идеал — «нету таких даже среди шкур центровых» («шкура» на блатном языке — проститутка, «центровая» — элитная, которая ошивается по дорогим ресторациям, гостиницам).

Она была несколько огорчена, когда ухажер сообщил, что принес ей розы, которые «отнял в киоске на Первой Ямской» (как видим, молодой человек не поскупился — принес розы, а то что не заплатил за них, так, может, этим он особо хотел понтануться перед барышней). Дальше в песне приводится, скажем так, оксюморон — «девочка-пай, рядом жиган и хулиган». Странная пара, короче (как гласят словари блатного жаргона, жиган — это человек, отличающийся хитростью, умом, хвастливостью. Но зачастую переступивший строку закона, чаще всего вор; его хитрая натура отражает его наружность, определенный стиль одежды, привычки, разбитной стиль жизни).

Дальше начинается горькая правда жизни. Герой-жиган признается, что он «понты просадил» и «в делах узелки затянул» (в данном случае это означает, что он сделал что-то не так и на него стали «шить» какое-то дело).

Как-то к ним даже заглянул участковый «и с чаем полторта сожрал» (что ж, участковый молодец, он как раз должен хорошо знать всех жиганов в своем районе, их связи, в том числе любовные, и вести с ними профилактические беседы. Пусть и прожорлив оказался милиционер).

Девочке-пай участковый уполномоченный без обиняков описал ее нерадостное будущее с жиганом — «станешь подстилкой кабацкой». В принципе, он прав, любая девочка-пай может быстро в таком обществе превратиться в маруху (подругу преступника), чего уж там говорить (молодец еще раз участковый, что про-светительствует).

Конечно, родители девочки-пай были крайне недовольны ее выбором — мамаша стала сопровождать дочку на улице, а папаша и вовсе сделал ход конем — «привел женишка». Тот тоже притащил розы (он их наверняка купил), но до девочки-пай не донес. Лирический герой подстерег его и «съездил с левой крюка» (в боксе, если крюк размашистый, этот удар называется свингом — довольно редко встречающийся сейчас прием).

Естественно, после такого силового проявления чувств главного героя взяли. И уже в самом конце песни герой мысленно разговаривает с любимой и мечтает: «Мне иногда хочется посидеть с тобой в "Лазурном". Представляю: ты проходишь через весь зал — "бардак" молчит. Галька роняет поднос, а ты садишься ко мне на колени — и я плыву». («Лазурный» в данном случае — отнюдь не берег, а, видимо, какой-то ресторан в Твери. «Бардак» в данном случае по фене — пьяные посетители.) Что ж, конец трогательный и грустный. По-своему.

ДЛЯ КАБАЦКОЙ КОМПАНИИ

Как известно, Тверь — родной город для Михаила Круга, потому всю песенную тему он, наверное, списывал с реальных случаев, сделав собирательную историю. Довольно поучительную. Девушки часто влюбляются в «плохих парней», криминальный налет в таком нежном возрасте добавляет избраннику загадочности и романтичности. Тем более девушки в таких случаях думают, что уж ради них-то избранник обязательно завяжет с темными делами. Но этого почти никогда не случается. Хеппи-энд не характерен и для блатных песен, так что тут полная гармония творчества с реальной жизнью.

Как уже было сказано, песня похожа на блатняк времен нэпа, хотя это и не стилизация. Просто очевидная кабацкая направленность на пьяную душу расчувствовавшегося «бардака» тут вполне очевидна.

«Девочка-пай» — не главный хит покойного Михаила Круга, но очень любима, опять-таки, приблатненными ресторанными компаниями. А в Средней полосе России — Тверь, Владимир, Муром, Ковров — там, где Круга особенно любили и любят и где огромное количество колоний и поселений, песня «Девочка-пай» звучит из каждой ресторации каждую пятницу до сих пор. Сам наблюдал.

«Девочка-пай»

Слова: М. Круг
Музыка: М. Круг
Исп.: Михаил Круг

В тебе было столько желания,
И месяц над нами светил,
Когда, по маляве придя на свидание,
Я розы тебе подарил.
Какой ты казалась серьезной, 
Качала в ответ головой, 
Когда я сказал, что отнял эти розы 
В киоске на Первой Ямской.

Припев:
Как было тепло,
Что нас с тобой вместе свело?
Девочка-пай — рядом жиган и хулиган.
В нашей Твери нету таких
Даже среди шкур центровых.
Девочка-пай, ты не грусти, ты не скучай.

Понты просадил я чуть позже,
В делах узелки затянул, 
А наш участковый, ментовская рожа, 
Домой к тебе вдруг заглянул.

Он, как портретист на Трехсвятской, 
Двоих нас с тобой «рисовал». 
Давил, что ты станешь подстилкой кабацкой, 
И с чаем полторта сожрал.

Припев.

Овца шебутная, мамаша, 
Как утка, тряся потроха, 
Тебя провожала по улице нашей, 
Папаша привел женишка.

Но как-то под вечер в подъезде 
К нему подкатил я слегка. 
Он нес тебе розы, а я ему съездил 
От всей души, с левой, крюка.
Припев.

Девочка-пай, взяли меня, ты не скучай. Милая моя, я здесь не только потому, что любил тебя, а потому, что «завязал» для тебя. Мне иногда хочется посидеть с тобой в «Лазурном». Представляю: ты проходишь через весь зал — «бардак» молчит. Галька роняет поднос, а ты садишься ко мне на колени — и я плыву.
1992 год

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №7 июль 2011


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2242

vk rutube youtube

Мила Елисеева
Николай Йоссер
Веня Одесский
Иван Московский
Алеша Димитриевич
Андрей Никольский
Вадим Козин
Сергей Кама
Сергей Гвоздика
Оксана Орлова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона