Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Вахтанг Кикабидзе: Хотел быть художником, но не хватило таланта

Вахтанг Кикабидзе: Хотел быть художником, но не хватило таланта

Вахтанг Кикабидзе — один из сотен артистов, которые считаются народными не по званию, а по общему признанию. Парадокс, но у Вахтанга есть всё: зрительская любовь, звезда на Аллее Славы, — а вот официального титула народного артиста России нет. Правда, это упущение отчасти компенсируется тем, что его герою, Мимино, уже поставили «прижизненный» памятник в Армении, а через пару недель ещё один монумент с Кикабидзе в главной роли появится в Тбилиси. Композиция будет состоять из четырёх фигур: Валико Мизандари (Мимино), Рубика Хачикяна и Ивана Волохова (в картине эти роли исполняли Кикабидзе, Фрунзик Мкртчян и Евгений Леонов). Четвёртая скульптура будет посвящена режиссёру картины Георгию Данелия. Впрочем, Кикабидзе не слишком серьёзно относится к такому «забронзовению»...

— Я в детстве хотел быть художником. Жаль, таланта не хватило. Но рисовал много. Это в основном были карикатуры, которые я рисовал на каких-то листочках, обложках тетрадей. Мама собирала эти работы. Но при этом мне всё время говорила: «Буба, тебе нельзя становиться художником, у тебя же нет квартиры. Где ты будешь рисовать?» Актёром я становиться не собирался. Я ведь учился в институте иностранных языков. Но это длинная история. Вообще, я учился в семи школах. И могу, наверное, за это в Книгу рекордов Гиннесса попасть. Первый раз на второй год меня оставили в третьем классе. Потом я два раза учился в шестом классе, а затем в восьмом. В Тбилисский институт иностранных языков меня взяли, можно сказать, случайно. Там ведь учились 95% девочек.

Как-то один студент попросил меня спеть на выпускном вечере несколько песен, так как своих мужчин-певцов у них не было. А я уже тогда пел в каких-то самодеятельных коллективах. И так получилось, что ректор присутствовал на этом вечере. Он обратил на меня внимание и спросил: «Этот мальчик у нас учится?» Я, к счастью, к тому времени всё-таки умудрился получить аттестат о среднем образовании и работал где-то на стройке.

Когда ректор узнал, что я не студент его института, то неожиданно предложил мне поступить. Мне даже дали педагога, который в течение трёх месяцев готовил меня к экзаменам. Первый экзамен был, как сейчас помню, история. За окном стояла жуткая жара. Экзаменатором был такой Шелия, человек с красным носом. На экзамен он пришёл, видимо, с большого похмелья. А я как вошёл в аудиторию, так у меня от волнения ноги подкосились. Потому что там сидели 15 девчонок и готовились отвечать. А я вообще в истории ни бум-бум. А этот Шелия, видно, хорошим мужиком был, понял, что я стесняюсь. «Иди, — говорит, — и через два часа принеси мне пару бутылок пива». Я ушёл и вернулся, когда последняя девчонка уходила. Принёс ему пиво. Он одну бутылку прямо из горла выпил. И говорит: «Тяни билет». Я достал — надо было рассказать про Петра I. «Что он сделал для России?» — спрашивает меня экзаменатор. «Царь-пушку», — отвечаю. «Молодец, пятёрка». Так меня взяли в институт. А я уже бредил эстрадой. Брат моей матери Джану Багратиони, известный хореограф и певец, отправил меня на прослушивание к Котику Певзнеру, который руководил Государственным эстрадным оркестром Грузии. Меня посмотрели и, что называется, забраковали. Вердикт худсовета был таким: «Хриплый голос отдаёт загнивающим Западом!» А я-то думал, что они меня с радостью возьмут и вообще это будет для них счастьем, что пришёл сам Кикабидзе. Но так получилось, что в это время на экраны вышел фильм «Поёт Ив Монтан». И директор филармонии приказал: «Найдите мне того мальчика, которого Джану Багратиони приводил». Он же не знал, что я уже вовсю работаю. «Найдите его, оденьте в водолазку, как Монтана, и пусть он поёт».

И вот получается, что с 1959 года я на профессиональной сцене...

Мама

— Мама мне всё время говорила: «Как тебе не стыдно с таким хриплым голосом на сцену выходить?» И единственный случай, когда я нервничал перед концертом, это если она приходила на мои выступления. А потом мама сказала: «Если люди покупают на тебя билеты, значит, ты интересен». Но главным её признанием были не слова, а предложение что-нибудь записать вместе. Она ведь очень хорошо пела. И я до сих пор себя корю, что не отнёсся тогда к этому серьёзно. Когда пришли новые времена, мама никак не могла понять цифры на купюрах — миллионы, сотни тысяч. У неё в голове не укладывалось, как сыр может стоить 900 тысяч? Я как-то принёс ей сыр, картошку, овощи. Мама спросила, сколько это всё стоит. «Три миллиона», — ответил я. «Я не буду это есть», — отрезала она. Тогда я сочинил, что в Тбилиси есть один район, в котором всё продают по старым ценам. И мой друг там секретарь райкома и помогает мне купить всё по советским ценам. Только тогда мама согласилась принимать продукты. И почти все раздавала. После этого мне уже приходилось покупать на весь дом, чтобы мама микроинфаркт не получила. «Берите, Буба всё по старым ценам покупает», — говорила она соседям. Вот так мы тогда жили...

О радости

— Много чего было, когда я радовался. Например, я очень хотел сына, и он у меня родился. Причём до того хотел, что когда жена рожала, то начала вдруг смеяться. Мне врач рассказывала потом: «Мы все удивились — чего она смеётся, это же не такой приятный процесс». Подумали даже, что она с ума сошла. А жена просто предвкушала, как я обрадуюсь. Потому что я всё время об этом говорил.

Большая радость была, когда первый фильм снял. Сценарий написал в больнице в 1979 году. Даже не написал, а придумал и продиктовал. Я не мог даже руками двигать, мне очень серьёзную операцию сделали. Сценарий встретили, что называется, в штыки. А потом вдруг из Москвы приехали и выбрали именно мой сценарий. И я за 32 дня снял художественный фильм. За 250 тыс. рублей, даже по тем временам — сущие копейки для кино. Снимал в домах у друзей, как мог экономил.

Затем снова произошло это «вдруг»: мой фильм послали на кинофестиваль комедийного кино в Габрово, в Болгарию, где он должен был представлять СССР. А. У меня тогда даже костюма нормального не было. Друзья одолжили. Перед отъездом я в шутку сказал им, что если у жюри есть вкус, то первый приз получим мы. Приехали мы на кинофестиваль в Болгарию, а Габрово, надо заметить, славилось своим юмором. Ну, вроде как Одесса. Про габровцев и их высказывания и поступки каждый год выпускали книги юмористические. Хотя на самом деле это было не смешно, так как весь юмор строился на их жадности. И вот на банкете по случаю закрытия фестиваля мэр города вручил гостям эти книги в подарок. Я открыл книгу и сразу попал на такую шутку: один крестьянин пошёл у соседа одолжить яйца, а тот ему тухлые подсунул. Мне после этого плакать захотелось, а не смеяться. И тогда я мэру рассказал не анекдот, а быль. Был в Тбилиси такой врач — Вахтанг Чхеидзе, знаменитый тамада, потрясающе остроумный. За ним надо было ходить и записывать его высказывания, такой фейерверк юмора был. Он врачом не работал, некогда было — с утра к нему приходили и просили быть тамадой то на свадьбах, то на юбилеях, то на крестинах. И он никому не отказывал, ходил в костюме, при галстуке и с красным носом от ежедневных возлияний. Весь город знал, что у него была любовница Лили, которая работала секретаршей директора завода. И вот как-то Вахтанг вернулся домой под утро, понятное дело, выпивший. Жена его раздевает и вдруг видит на ягодице отпечаток с копирки. Дело в том, что его любовница брала работу на дом и печатала всякие бумаги. И Вахтанг, видно, сел на одну из копирок. Там был текст, вроде того что Южная Африка согласна на поставки чего-то там. Утром Вахтанг проснулся и говорит: «Нуну, хочу боржом!» Жена поставила перед ним воду и спрашивает: «То, что у тебя на правой ягодице написано, это Лили мне написала?» И Вахтанг мгновенно ответил: «Да, и попросила ответ на левой написать».

Когда я рассказал эту историю, мэр Габрово чуть от смеха не упал. Тогда я ему вернул книгу и сказал, что, когда в ней такая же смешная история появится, я приеду и заберу книгу. С главным призом мне полагались какие-то деньги. Но я попросил вместо них дать мне дублёнку. Тогда было такое время, когда дублёнки лишь по большому блату доставали. Их только члены правительства и носили. И мне дали дублёнку. Я вернулся в ней в Тбилиси, и весь город за мной ходил...

О счастье

— Счастливый ли я человек? Абсолютно! Во-первых, всю жизнь занимаюсь тем, что доставляет мне удовольствие. А 90% моего окружения занимаются тем, что может их прокормить. Во-вторых, я объездил весь мир. В-третьих, старшее поколение со мной говорит на «ты». Я раньше думал, почему это они так со мной обращаются, мы же не знакомы. А потом понял, что просто они считают меня членом своей семьи. Из-за моих песен. Ну и, конечно, из-за «Мимино». Хотя вначале меня обижало, что меня ассоциируют только с этим фильмом. А потом перестал обращать на это внимание. Между прочим, недавно в который раз посмотрел этот фильм. Лежал на кровати в гостинице, переключал каналы и случайно попал на «Мимино». И так и досмотрел до конца. Хороший фильм, смешной.

Сценарий этого фильма писался специально на меня. Хотя наша дружба с Георгием Данелия началась не сразу. Он собирался снимать фильм «Не горюй!» и всё никак не мог найти актёра на главную роль. И тогда Верико Анджапаридзе, с дочерью которой — Софико Чиаурели — мы были дружны, посоветовала Данелия обратить внимание на меня. Он, конечно же, не мог отказать Верико. Мало того, что она была великой актрисой, так ещё и приходилась ему родной тёткой. Ну а про судьбу фильма говорить не стану. «Не горюй!» и сегодня один из самых моих любимых фильмов. Мама моя очень любила именно эту ленту... Сегодня то и дело можно услышать о том или ином актёре — «звезда». Когда так говорят и обо мне, я улыбаюсь. Расскажу вам одну историю, случившуюся в конце 90-х. В Москве заложили мою именную звезду. Через несколько дней я вернулся домой в Тбилиси. У нас тогда уже проблемы со светом были. И вот сидим мы с женой за столом и я ей говорю: «Теперь ты можешь официально сказать, что твой муж — звезда». И так получилось, что в этот момент в доме погас свет. И жена ответила мне: «Ну, если ты звезда, — свети!»

Игорь Оболенский
Наша ВЕРСИЯ на Неве, № 35(193) 12-18.09.2011


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3867

vk rutube youtube

Владимир Хозяенко
Александр Жданов
Александр Вайнберг
Анна Герман
Анатолий Днепров
Владимир Маркин
Валерий Ободзинский
Мила Елисеева
Николай Йоссер
Веня Одесский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона