Когда Ваенга писала хиты, у нее не было денег даже на соль
Акулам нашего шоу-бизнеса она — как кость в горле. Ну ведь со всех сторон неправильная певица эта Елена Ваенга! Диетами себя не изнуряет, модных нарядов не носит. И ведь песни — явный неформат, а из телевизора не вылезает. То концерт на Первом канале, то интервью у нее берут, в жюри разных шоу зовут...
Многие до сих пор не верят, что Ваенга — это не придуманный продюсером, отрепетированный образ. Времена нынче такие, что поверить в искренность сложно. Забыли уже, как это бывает — когда «поют сердцем».
А Елена Ваенга напомнила. И пусть строчки не всегда ложатся в размер и запросто рифмуется «снова — за основу». Наоборот, из-за этих шероховатостей она кажется еще более настоящей.
Да, она не Анна Герман, не Эдит Пиаф, не молодая Пугачева. Не стоит сравнивать ее тексты со стихами Цветаевой и Ахматовой — Елена и сама не раз просила не делать этого, не называть ее поэтом. Она другая, но ведь и время сейчас другое.
Как она могла появиться в наше время, когда гламур глушит все живое смертельным напалмом?
Попробуем разобраться.
ДЕВОЧКА С ХАРАКТЕРОМ
Первый раз по-настоящему проявить волю ей пришлось уже в 16. Юная Лена Хрулева уехала из родного поселка Вьюжный Мурманской области (сейчас Снежногорск) в Питер учиться на пианистку в Училище имени Римского-Корсакова. Учеба с лету не давалась. В музыкальной школе в северном поселке она так и не постигла всех глубин сольфеджио — базового предмета всех музыкантов. Вдобавок оказалось, что она совсем не виртуозно играет на фортепияно. Другие занимались 5 часов в день, а студентка Хрулева — десять. Это тогда она узнала, что разбитые в кровь о клавиши подушечки пальцев не любимая метафора пианистов, а проза жизни.
— Я плохая пианистка, -говорит сейчас Ваенга. И добавляет:
— Если сравнивать со Святославом Рихтером, конечно! Я старанием брала...
А в 18 Лена поссорилась с родителями. А все потому, что отец посчитал, что дочь слишком много времени посвящает друзьям, творчеству и недостаточно — учебе.
— Отныне ты приходишь домой в 21.00! — заявил отец.
У будущей певицы на этот счет было другое мнение. Никогда не была бунтаркой, а тут... собрала чемодан и ушла. Получилось, что замуж: гуляла по Питеру, а тут — он! В совершенно немыслимом для того времени автомобиле — черном кабриолете! Предложил подвезти, познакомились. Чуть ли не в тот же день Лена пригласила его в свою компанию, где спела под гитару свои песни. Мужчина был в шоке: откуда в 18 лет такая грусть много повидавшего человека?! Оба влюбились по уши.
«КАМЕННАЯ СТЕНА» ПО ИМЕНИ ИВАН
Родители за голову хватались — Иван-то почти на 20 лет старше. Поиграет и бросит! А с годами поняли: повезло дочке.
— Не было бы Ивана, не было бы певицы Ваенги, — не устает повторять Елена. Муж у нее, что называется, «неправильный»: уж она его доводила, так доводила, другой ушел бы давно! И ведь не какой— нибудь безропотный подкаблучник. Но ни разу не упрекнул, что не домом занимается, а все песни пишет.
— Приду поздно, а он меня не то что не ругает, а еще и жареной картошкой накормит, — вспоминает певица.
А главное, когда с карьерой не ладилось, он ни на миг не позволил себе усомниться в ее таланте. С первых дней знакомства стал ее персональным продюсером. До знакомства с Еленой Иван в финансовом плане крепко стоял на ногах: свой бизнес, просторная квартира. Кабриолет опять же. Квартиру он без раздумий продал, когда деньги понадобились на запись альбома.
Бывает, конечно, всякое. Недавно вот Елена брякнула, что она замужем за музыкой и никакой личной жизни у нее нет. Но Иван только посмеивается: бывало такое с Леной, и не раз! Иногда певица предъявляет претензии: почему на гастроли со мной не ездишь, почему гостей в дом зовем редко? Разведусь! И ничего, все равно 16 лет вместе.
ИБСЕН НА ГОЛОДНЫЙ ЖЕЛУДОК
К окончанию училища Елена поняла, что концертирующей пианисткой ей не быть. В педагогику не тянуло. Неожиданно для себя подала документы в Санкт-Петербургскую театральную академию, куда был невероятный конкурс. И... поступила, даром что в театре была всего несколько раз в жизни.
Но через пару месяцев учебы ее позвали в Москву. Позвонил сам Юрий Чернавский — композитор, работавший с Пугачевой, Леонтьевым... Сердце екнуло: вот он, путь к своему зрителю! Забрала документы из театрального и поехала. Жить в столице собиралась с комфортом — даже любимые диваны с собой прихватила.
...Через год с небольшим вернулась в Питер. Как любит повторять, «к разбитому корыту». Привезла с собой, кроме разочарования, разве что псевдоним — Ваенга. Так называется речка на Кольском полуострове. Для Елены стало большим откровением, что шоу-бизнес имеет так мало общего с искусством, которым она наивно рассчитывала заняться. У нее был контракт, ее песни попали в репертуар именитых певцов, но никому не было дела до того, какой она хотела бы быть артисткой. Продюсеров интересовали только деньги.
У скольких после такого навсегда опускались руки! А Елена поревела-поревела да и пошла опять учиться в театральный. Только проситься назад в академию было стыдно — поступила в Балтийский институт политики, экономики и права, где есть театральная кафедра, на курс известного актера Петра Вельяминова. Здесь она по-настоящему влюбилась в театр, узнала Чехова, Достоевского, Ибсена. Последнего до сих пор считает любимым драматургом.
Наслаждаясь Ибсеном, она долго питалась одними пресными лепешками. Иван уезжал на заработки, а она замесит тесто на воде, пожарит и топает пешком в институт. Денег не было совсем, даже на соль и метро.
Но писать песни не бросала. Никогда специально за стол не садилась, вдохновения не ждала. «Они сами пишутся», — объясняет. Как-то с другом поссорилась — он ее из дома выставил. Расстроенная, ждала мужа на улице и курила одну сигарету за другой. Так появилась «Курю» — ее визитная карточка. И другие хиты — так же: то на салфетке запишет, то еще где. А бывало, напоет под нос, а к утру забудет. Потом муж подарил диктофон, чтобы ничего не пропало.
Слава не пришла к ней вдруг. Да и не ждала она уже этой славы-то. Просто сочиняла, пела... Записи сначала разошлись по Питеру, потом по стране... Однажды отец поделился с ней:
— Слышал по радио какую-то певицу, душевные у нее такие строки... Хорошо поет...
И напел. Ваенга ликовала:
— Это же моя песня, папа!!!
Именно отец всегда был главным и беспощадным критиком. Это же он сказал ей, начинающей певице:
— Вот Элла Фицджералд поет — это я понимаю. Тина Тернер... Но ты-то куда?! Ты разве певица?!
СТРАННАЯ ЖЕНЩИНА
Когда в январе этого года концерт Елены впервые показали на Первом канале, журналисты центральных изданий переполошились: кто такая? откуда?! А она уже была знаменитой певицей, не раз собиравшей знаменитый питерский зал «Октябрьский». Когда-то она не сумела стать своей в шоу-бизнесе, а теперь ей это и не нужно. Отныне он, шоу-бизнес, сам юлит и заигрывает. Только она не собирается играть по его правилам.
Позвали Ваенгу недавно выступать в «Барвихе на Рублевке»— в зале до невозможности пафос-ном. В первых рядах нетрезвые богатеи хихикали и продолжали выпивать. Другой бы «не заметил» -там же билеты натурально по миллиону рублей! Она остановила концерт и потребовала вывести хулиганов. Потом призналась: боялась! Мало ли кто там сидит...
Она вообще говорит, что думает. Даже про себя.
— Простите, но моя «Курю» — это гениальная песня. Ведь в ней главная фраза: «Ведь не важно, что ты сказал! А как!»
А еще почти во всех ее интервью встречаются ремарки в скобках: «(плачет)». Это не оттого, что театральный окончила. Просто все, что она чувствует, как говорится, на лице написано.
— Счастлива ли я? Наверное. Вот рожу — и точно буду...
Не умеет ни юлить, ни лицемерить. Странная...