Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Петр Лещенко: «Скажите, почему?»

Петр Лещенко: «Скажите, почему?»

Полвека его имя было под запретом, ему припоминали и «блатные» песенки, и вслужбу в царской армии, и самое главное — «пособничество оккупантам».

«Эй, друг гитара, что звенишь несмело?»

Петр Константинович Лещенко родился в селе Исаево под Одессой 3 июня 1898 года. Мать — Мария Константиновна -бедная малограмотная крестьянка, а об отце известно лишь то, что он умер, когда сыну было три года. Мария Константиновна обладала абсолютным музыкальным слухом, хорошо пела, знала много украинских народных песен, что и оказало влияние на сына — с самого раннего детства Петр демонстрировал незаурядные музыкальные способности. Рассказывают, мальчик, выступая перед казаками в своем селе, так растрогал суровых воинов пением, что получил заслуженную награду — котелок каши и буханку хлеба... Когда мама снова вышла замуж, семья переехала в Бессарабию, в Кишинев, где мальчика отдали в церковно-приходское училище. Здесь преподавали не только грамоту, но и художественно-гимнастические танцы, музыку, пение. Обратив внимание на хороший голос, паренька зачислили в архиерейский хор.

«Здесь под небом чужим я как гость нежеланный»

Когда началась Первая мировая война, Петру было 16 лет. И юноша, не избежав патриотических настроений в русском обществе поступил в кишиневскую школу прапорщиков. Воевавшая на стороне Антанты Румыния терпела одно поражение за другим, и на фронт мобилизовали совсем необстрелянных юнцов. Так Петр оказался на передовой, где и получил тяжелое ранение. Пока он залечивал рану у родных в Кишиневе, свершилась революция, и Российскую империю бывшие союзники начали рвать по кусочкам. Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою сторону — оккупировала Бессарабию. Как и тысячи других людей, Лещенко оказался насильно оторванным от родины, эмигрантом поневоле. Нужно было добывать хлеб насущный, и он стал заниматься тем, что умел лучше всего. Играя на гитаре, выступал между сеансами в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна». Позднее Лещенко уехал в Париж, где поступил в лучшую балетную школу. Преподавала там Вера Александровна Трефилова, звезда русского балета в свое время блиставшая на Мариинской сцене.

«Мы любили, и для нас весна цвела»

В Париже Лещенко познакомился с очаровательной 19-летней танцовщицей Зинаидой Закит, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Выступления танцевального дуэта Лещенко — Закит имели оглушительный успех. А после танцевальных дивертисментов Петр брал в руки гитару и в цыганской рубахе с широкими рукавами с удивительным шармом исполнял цыганские песни и романсы. Вскоре творческий союз перерос в семейный: Петр и Зинаида поженились. Но он тосковал по сонной и щедрой бессарабской земле и поэтому вернулся с женой в Кишинев. Однако Кишинев был глухой провинцией, и ни о какой артистической карьере помышлять здесь не приходилось. И потому Петр Лещенко переехал с женой в Ригу в «прибалтийский Париж», как ее называли в 30-х годах. Здесь Лещенко познакомился с Оскаром Строком, создателем популярнейших танго, романсов, фокстротов. Эта встреча оказалась решающей для певца. Выступление Лещенко в небольшом уютном кафе «AT» с песней композитора «Мое последнее танго» принесло певцу триумфальный успех. В это же время Лещенко записал несколько пластинок. Певец стал знаменит, а его талант был обласкан мировой прессой. В Белграде он пел на семейном празднике короля Югославии Александра Карагеоргиевича, в Лондоне выступал на Би-би-си, в самых дорогих ресторанах и аристократических салонах, его тепло принимали в Вене, на родине короля вальсов — Штрауса.

«Пой, цыган, плачь, цыган, струны не жалей!»

Рос успех, росло и материальное благополучие. В 1933 году Лещенко с женой, сыном и с немалым состоянием приехал в Бухарест и в самом престижном районе открыл фешенебельный ресторан «Бар Лещенко», где собирались русская эмиграция и румынская знать. Ресторан был оформлен в стиле «гранд-рюсс»: уютный зал с небольшой эстрадой посередине, на столиках лампы с разноцветными абажурами — почти домашняя атмосфера. Выступление Лещенко начиналось после полуночи, во время представления входить и выходить из зала строго воспрещалось, да никому в голову и не приходило сей запрет нарушать. Чтобы услышать полуночное выступление певца, соглашались платить за еду и напитки едва ли ни в пятикратном размере по сравнению с обычными ценами. Его творчество очень ценил и румынский король: певец не раз выступал в загородном особняке Кароля II.

Однажды на его выступлении побывал сам Федор Иванович Шаляпин. У великого певца спросили, хорошо ли поет Лещенко, на что Шаляпин, улыбнувшись, ответил: «Да, глупые песенки поет хорошо». Узнав об этом, Лещенко жутко обиделся, но ему объяснили, что «репликой великого оперного баса нужно даже гордиться, ведь для него разные модные -фокстроты и танго действительно являются «глупыми песенками» по сравнению с классическим репертуаром. Но ведь Лещенко сказали, что он эти песенки поет хорошо. И кто похвалил — сам Шаляпин! Это самый большой комплимент из уст великого артиста».

«Я тоскую по русским полям, эту боль не унять мне без них»

В октябре 1941 года немецко-румынские войска оккупировали Одессу. Лещенко, как румынский подданный и резервист, получил вызов в полк, к которому был приписан. Но он отказался воевать против своего народа и проигнорировал вызов. Строптивца судил офицерский суд чести, но его отпустили, популярность певца в стране была огромной. Румыны, освоившись в Одессе, пригласили Лещенко в город с концертами. Давая согласие на концерты, Петр Константинович и не догадывался, что это будет чревато для I него в будущем... Несмотря на то, что | певец был под запретом в Советском * Союзе, а советские газеты называли его '. «кабацкий певец и предатель Родины», простой народ любил песни Лещенко. На знаменитом Привозе диск с портретом певца стоил до 300 рублей, колоссальные по тем временам деньги. Когда на улицах города появились афиши о предстоящих выступлениях Петра Лещенко, очереди за билетами выстраивались с раннего утра. Но концерты отменили. «Если ты, белогвардейская сволочь, споешь в нашем городе хоть одну из своих похабных песенок, то за твою жизнь мы не ручаемся!» — говорят якобы певец получил записку с таким содержанием от одесских подпольщиков.

«Встретились мы в баре ресторана»

Лишь в мае 1942 года Одесса услышала своего любимца. На долгожданном концерте произошло знакомство знаменитого певца с начинающей молодой певицей Верой Белоусовой. В Бухарест Лещенко вернулся вместе с ней. Естественно, Зинаида Закит была против этой связи и категорически отказывалась давать развод. Ходили слухи, что супруга хлопотала, чтобы Лещенко отправили на фронт, дабы в ратном деле тот выбросил из головы интрижку. И Петр Константинович отслужил два года в Крыму в должности заведующего офицерской столовой — в будущем и это припомнят певцу... Вернувшись в Румынию, он развелся с Зинаидой Закит и женился на Вере Белоусовой.

В августе 1944 года Советские войска вошли в Бухарест. Певец выступал перед офицерами Красной Армии, однако политработниками было дано распоряжение: «Лещенко не аплодировать». Но репертуар из дорогих сердцу советских и довоенных песен, обаяние певца и реакция самого маршала Жукова, который, говорят, даже прослезился при этом, разрядили атмосферу — концерты проходили с триумфом.

Лещенко обратился с просьбой о советском гражданстве, но ему ясно дали понять, что Веру Белоусову считают в СССР предательницей. Но тоска по Родине была так сильна, что он, не обращая внимания на предупреждения, продолжал писать письма Сталину и Калинину...

«Перестаньте рыдать надо мной, журавли»

Его арестовали во время концерта в городе Брашове. Началось второе отделение, а певец так и не появился на сцене. Жена Вера зашла в гримерку и увидела двух людей «в штатском», которые сказали, что Петра Константиновича увезли для беседы, мол, «нужны объяснения». Певца заключили в тюрьму Бухареста, предъявив обвинение в «службе фашистам». «Пошла молва, что заключенных будут вести по определенным улицам на работу по расчистке разрушенных домов, — вспоминала сестра Петра Константиновича Валентина. — Я ждала с другими на улице. Нас было много. Никто ни с кем не разговаривал, ни на кого не смотрел. Вдруг вижу — двигается к нам шеренга... О, Боже! — вот он, Петя! До чего бледен и измучен! Я смотрю на него, но боюсь заговорить. Он меня узнал и... только заплакал...» Через девять месяцев ожидания, надежды и отчаяния Вере дали адрес свидания и список нужных вещей — арестованного отправляли на строительство «румынского Беломорканала» — Дунайского канала. «Привели Петра: ни сказать, ни прикоснуться. Расставаясь, он сложил руки, поднял к небу и говорит: « Видит Бог, нет у меня вины ни перед кем!» А вскоре «за измену Родине» и «за брак с иностранцем» арестовали и Веру. Приговор — расстрел. Однако потом приговор заменили 25 годами лишения свободы. После смерти Сталина ее освободили.

В июле 1954 года в румынской тюремной больнице умер Петр Константинович Лещенко. По одной версии, причиной его смерти стало отравление консервами, по другой — обострившаяся язва желудка. Но есть и чудовищная по своей жестокости версия — его насмерть забили пьяные охранники тюрьмы за то, что он отказался для них петь...

Настя Алексеева
Пресс-Коктейль, № 1 (58) январь - 2009


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 9870

vk rutube youtube

Леонид Утёсов
Таня Тишинская
Юрий Лоза
Тимур Шаов
Александр Кальянов
Игорь Тальков
Марк Бернес
группа Беломорканал
Федя Карманов
Владимир Хозяенко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона