К чему лежит душа...
Его тенор узнаваем. Его голос завораживает. Легкий, эмоциональный, артистичный — таков Леонид Серебренников на сцене. Его исполнение — не классическое пение, а легкое прикосновение. Легкое и в то же время очень точное, глубокое, свое прочтение каждой песни. Его голос звучит более чем в 70 фильмах, для которых он записал более 100 песен.
В 2000 году имя Леонида Серебренникова вошло в энциклопедию "Эстрада России. XX век". В его репертуаре классика советской песни, романсы, песни из кинофильмов, ретро, военные песни, песни бардов, арии из оперетт, вокальные циклы. Певец с семиструнной гитарой в руках объехал всю страну, побывал во многих странах мира...
— Леонид Федорович, вам не раз приходилось выступать с концертами перед сотрудниками милиции. Как вы вообще к нашей родной милиции относитесь, столь ругаемой и критикуемой?
— Я же в течение уже многих лет являюсь членом Общественного совета при ГУВД по Московской области. И очень много выступаю перед сотрудниками правоохранительных органов. Очень, кстати, благодарная и чуткая аудитория. А то, что их постоянно критикуют... Они ведь больше кого бы то ни было на виду, и жизнью очень часто рискуют. Это очень серьезные люди. У меня проходили встречи и в московской школе милиции, и в Ела-буге. Это всегда хорошие доверительные встречи с настоящими мужиками. Очень часто мы выступаем не только перед сотрудниками, но и поем для семей, для вдов погибших сотрудников милиции.
— Как начиналась ваша певческая карьера?
— Вообще, я не собирался быть певцом. А хотел быть драматическим артистом — сниматься в кино, играть в театре. В 1966 году поступил в театральное училище имени Щепкина на актерский факультет и там впервые увлекся песней, гитарой. До сих пор пою песню "Памяти Пушкина", написанную студентами Щукинского училища Леонидом Филатовым и Владимиром Качаном. С 1971 года работал в театре, но меня неудержимо влекло на эстраду В 1974-м стал солистом эстрадного оркестра в Москонцерте, выступал как солист Росконцерта, работал в эстрадном оркестре "Советская песня", ансамбле "Современник". Пробовал себя на разных конкурсах. В 1976 году — во Всероссийском конкурсе эстрадной песни в Сочи, в 1977 -Всесоюзном телевизионном конкурсе "С песней по жизни". И там, и там я стал дипломантом. На меня обратили внимание известные композиторы. В частности, меня пригласил Александр Флярковский на киностудию "Мосфильм". Я записал первую в своей жизни песню к художественному фильму "Рожденная революцией". Это была моя первая песня на профессиональной сцене, вернее, на профессиональном экране, а точнее, за экраном.
Меня стали приглашать на "Мосфильм", где я записал песни к таким фильмам, как "Лекарство против страха", "Дульсинея Тобосская", "Люби меня, как я тебя", "Обыкновенное чудо", "Мелодии на два голоса", "Несокрушимая и легендарная", "Бархатный сезон", "Путь к себе", "Мария-Мирабелла", "Белый снег России"...
— Ваш любимый музыкальный жанр?
— Да, собственно, сама песня — лирическая, хорошая. Тут нет определенных границ. Я люблю и военные песни, и лирические, и романсы— и гражданские, и бардовские песни. Люблю петь все, к чему лежит душа. Романсы — это самый легкий и в то же время самый сложный жанр. Простота и легкость заключаются в том, что там нет подтекста, второго плана. Это у бардов — пою одно, подразумеваю другое... У меня, кстати сказать, было в свое время в репертуаре около сотни песен Галича, официально запрещенных к исполнению.
В романсе же все открыто — любовь, ревность, ненависть, страсть — здесь не нужно лукавить. Но в этом-то и сложность. Все должно быть пропущено через душу, а если ты ничего не чувствуешь, то это превращается в вокальное упражнение. Был случай, который мне рассказала моя знакомая. Когда я спел на одном из концертов старинный романс "Не уходи, побудь со мною", одна зрительница (дама в вуалетке — прямо из XIX века) говорит другой: "Слушай, никогда не думала, что этот романс такой сексуальный". А именно это я и хотел в этом романсе выразить. Там есть такие строчки: "И обожгу, и утомлю". Обожгу — это одно, а утомлю совсем другое.
— Вы поете один или выступаете дуэтом с кем-либо?
-..Вообще, у меня в жизни было очень много дуэтов. С Ларисой Долиной, Ириной Понаровской, Надеждой Чепрагой, я много пел с Валентиной Толкуновой, Тамарой Гвердцетели... Однако больших программ никогда не было. Я не очень соглашаюсь на альянс. Пожалуй, впервые мы сделали цельную большую программу с Катей Гусевой. Мы очень долго вымеривали, выстраивали... и вот, первый эксперимент.
— В течение пяти лет вы были ведущим замечательной программы "Романтика романса" на телеканале "Культура". Такое впечатление, что когда вы перестали вести эту передачу, именно эта романтика как раз и утла... Чем для вас была передача?
— Для меня это было откровением! Я в этой программе сам всерьез встретился с романсом, до этого по-настоящему им не занимался. Просто пел в концертах. Но здесь я вынужден был заниматься и историей, искать какие-то новые и забытые старые романсы. Познакомился со многими исполнителями, очень много писем получал, в том числе из-за рубежа. Когда приезжал за рубеж, то встречался со многими людьми, которые писали мне письма, стихи. Романс стал для меня действительно определенным творческим этапом.
Сейчас уже второй год в Московском международном Доме музыки веду ежемесячный абонемент "...И не только романс", на который приглашаю исполнителей, которых знал, знаю, люблю и уважаю как артистов, как людей.
— Наши знаменитые певцы, актеры часто любят рассказывать истории о встречах с сотрудниками ГИБДД. Ведь частенько "звездные" водители становятся нарушителями дорожного движения...
— Я водитель с 20-летним стажем. И, естественно, небезгрешен. Но если сказать честно, положа руку на сердце, то все мои нарушения были не злостные. Мне в свое время один работник ГАИ здорово это внушил — если сознательно нарушаешь (ну бывает необходимость), то так, чтобы не создавать аварийной ситуации. Недавно в Москве пересек сплошную двойную, выехал на перекресток. Машины стояли в заторе, а я решил их обогнать, потому что торопился на правительственное мероприятие. Пришлось выехать на встречную, абсолютно пустую, на которой не было ни одной машины на протяжении километра. Права у меня все же отобрали, но потом я приехал в ГИБДД, покаялся, все объяснил, даже нарисовал ситуацию. Сотрудники ГИБДД меня поняли... Но я никогда не буду парковаться на газонах или лихо и бездумно выходить на встречную полосу... Потому, видимо, за все эти годы я и не становился виновником ДТП.
— Что бы вы хотели пожелать сотрудникам правоохранительных органов?
— Живыми всегда оставаться. В любых ситуациях. Потому что как бы там ни было, ругают вас или не ругают, но все равно милиционеры постоянно находятся на острие ножа. Эта профессия достойна— уважения. И главное, чтобы нам поменьше приходилось выступать перед вдовами. Как можно меньше. А лучше вообще никогда...