«Ехала девчонка из Кургана...»
Почему людям нравится шансон, тюремные песни? Ответить на этот вопрос довольно просто. Шедевры «камерной» музыки питают живительной влагой некоторые тонкие струны, которые имеются в душе каждого человека. Многие блатные песни вводят слушателя в мир весьма раскованных чувств и необузданных страстей, что приносит им дополнительную популярность. Именно так случилось с песней «Ехала девчонка из Кургана», которая стала настоящим хитом, классической уголовной балладой.
БАЛЛАДА О НЕВОЛЕ
Популярной эта песня стала в начале 80-х годов и прочно вошла в репертуар как дворовых любителей, так и профессиональных исполнителей «блатняка». Тому способствовало несколько причин. Во-первых, текст песни представлял собой довольно удачную смесь блатной лирики, в сюжете которой присутствовал молодой герой, находившийся за решеткой, страстная женщина, любовь, кровь, коварные враги, недоступное голубое небо свободы и, наконец, трагический финал.
Во-вторых, несложный музыкальный рисунок мелодии позволял, освоив несколько простых аккордов, исполнять песню под обычную шестиструнную гитару. Что очень удобно было делать в парке на скамейке, в тесном подъезде, в купе поезда, в кубрике спального корпуса зоны, наконец.
Существовал и еще один серьезный момент, способствовавший популярности баллады. Заключался он в следующем. Уголовно-воровские песни довольно широки по тематике. Можно сказать, что в них присутствует все. Искрящийся юмор и глубокая тоска вперемешку с весельем, философские размышления о смысле жизни, страсть к переменам, жажда риска и ощущение судьбы, которую не объедешь, не обойдешь.
С другой стороны, в воровских песнях мало поется о таком чувстве, как любовь к женщине. На память приходит только хрестоматийная «Мурка» -вот, пожалуй, и все. Причины такого скудного репертуара, в общем, понятны. Любовь к женщине размягчает суровую мужскую душу, а в условиях зоны это недопустимо. Чрезмерная сентиментальность в лагерях не приветствуется.
А песня «Ехала девчонка из Кургана...» весьма проникновенно рассказывала как раз о трагической любви молодых зека и зечки. Что являлось серьезной новацией.
Герой российского шансона и блатных песен часто являлся к слушателю в разных масках. То вора-рецидивиста, то матерого убийцы, засиженного урки и репрессированного интеллигента, просто человека перекати-поле. Но практически никогда — в образе молодого влюбленного ромео. И вот это произошло в песне «Ехала девчонка из Кургана...». Причем сюжет баллады развивался уже на новом историческом и музыкальном материале.
АВТОР НЕИЗВЕСТЕН
Не вызывает сомнений, что автор песни положил в ее основу свои собственные наблюдения, эмоции и переживания. К сожалению, создатель популярного криминального шлягера так и остался неизвестен широкой публике. И это довольно странно. Бывает сложно установить автора блатной песни, написанной в далекие 20-е или 30-е годы. Сколько воды с тех пор утекло. Но здесь-то речь идет о более поздних временах, современниками которых являлись многие из нас! Вот, например, следующий куплет:
А наутро прапорщик проснулся,
Увидал девчонку, ухмыльнулся,
Руку протянул, обнять пытался.
Вдруг удар, и прапор зашатался.
Отсюда следует, что песня была написана в середине 70-х годов, так как прапорщики в Советской армии и внутренних войсках появились только в 1972 году. Четко описан модернизированный «Столыпин» — железнодорожный вагон, в котором перевозили заключенных. «В тройнике, за дымчатою сеткой...» -такие вагоны тоже появились только в конце 60-х годов.
Представлена четкая экспозиция будущей драмы. Вагон идет по центральной ветке, то есть Транссибирской магистрали, и везет арестантов на Дальний Восток. Именно туда едет девчонка из Кургана, совершившая какое-то преступление. Скорее всего, это злостное хулиганство или нанесение телесных повреждений. Либо кража в средних размерах. Именно за такие преступления женщинам давали «пятерик» по советскому УК. Впрочем, «пятерик» маг быть получен и по совокупности преступлений. Мотать срок ей предстоит в колонии строгого режима, расположенной в Магаданской области. Впрочем, слово «Магадан» вполне могло быть поставлено в текст просто для рифмы.
Достаточно рельефно в песне выступает личность главного героя. Понятно, что это молодой человек, в котором прожитые годы еще не убили романтическое ощущение жизни. Он молод, но уже хорошо знаком с тюремной жизнью, о чем свидетельствует богатая лагерная лексика и понимание реалий жизни, текущей «по ту сторону шлюза». Возможно, он попал за решетку еще несовершеннолетним, чалился в воспитательной колонии, затем «поднялся» на взрослую зону. На свободе гулял недолго и вновь угодил за решетку.
Будущее парня печально, у него «в конце этапа "вышка"...», то есть смертный приговор. Преступление, которое он совершил, судя по всему убийство, ибо остальными «подрасстрельными» статьями советского УК являлись измена Родине и хищение социалистической собственности в особо крупных размерах. Молодой уголовник вряд ли мог совершить такие «делюги». А вот разбойное нападение с убийством инкассаторов — вполне возможно.
Собственно говоря, парня и везут из СИЗО в одну из «исполнительных» тюрем, чтобы расстрелять. Такое часто случалось в 70-80-е годы, когда смертных приговоров выносилось довольно много, а расстрельные блоки и команды имелись далеко не во всех областных тюрьмах. Между приговоренным к расстрелу парнем и девицей из Кургана возникает страстный роман, заканчивающийся любовным соитием.
Не вызывает сомнений, что такие вещи часто происходили на этапах с молчаливого содействия охраны (не все же вертухаи звери). Но в данном случае конвойный прапорщик оказался законченным подлецом и подонком, за что и заплатил жизнью. При всей избыточной трагичности подобная история вполне могла случиться в реальной жизни.
В 90-х годах некоторые коллекционеры шансона и журналисты попытались установить автора песни «Ехала девчонка из Кургана...». Проводились опросы через средства массовой информации, в криминальной среде, среди исполнителей шансона. К сожалению, ничего определенного установить не удалось. Скорее всего, талантливый создатель песни погиб в лагерях. Ведь если бы он дожил до перестройки, то обязательно появился бы на публике и предъявил свои авторские права.
В СТИЛЕ ШАНСОН
Необычность и яркость событий, о которых рассказывается в балладе, явно привела автора к некой картинности, изобразительности текста, последовательно передающего все этапы развития сюжета. Музыкальное сопровождение при этом часто не укладывается в рамки куплетной и трехчастной формы, а строится свободно, следуя за текстом.
Однако в целом песня представляет из себя высокий художественный образец из всех существующих в жанре шансона. «Ехала девчонка из Кургана...» часто звучит на различных сценах, в ресторанах, просто на дружеских посиделках. Например, российские телезрители могли наблюдать, как ее исполняли певец М. Гулько и поэт Ю. Алеш-ковский, собравшиеся за домашним столом в далекой Америке.
Из современных исполнителей песню часто включает в свой репертуар певец Александр Дюмин.
«Ехала девчонка из Кургана. . .»
Шел «Столыпин» по центральной ветке.
В тройнике, за дымчатою сеткой,
Ехала девчонка из Кургана,
«Пятерик» везла до Магадана.
(Последние две строчки каждого куплета повторяются два раза.)
По соседству ехал с ней парнишка,
У него в конце этапа «вышка».
Ксиву ей послал и ждал ответа –
Песня жизни для него испета.
Та девчонка парню отвечала:
«Я такой любви еще не знала,
Говори конвою — я согласна,
Я к твоей судьбе не безучастна».
Четвертак с сиреневою силой
Двери отворил к девчонке милой.
Это было грех назвать развратом –
Слезы и любовь под автоматом.
А наутро прапорщик проснулся,
Увидал девчонку, ухмыльнулся,
Руку протянул, обнять пытался.
Вдруг удар, и прапор зашатался.
«Сука, не прощу тебе позору», -
Нервно теребя ремень рукою,
Выстрелил в нее он из нагана.
Не видать ей больше Магадана.
Но в одном лишь прапор просчитался –
Рядом с ним вдруг смертник оказался.
Лезвие «опаски» все решило,
Алой кровью пол тотчас залило.
В пересылке рапорт зачитали:
«Зечку при побеге расстреляли,
Прапорщик погиб героем битвы,
В тройнике у смертника на бритве».