Елена Ваенга: «Чихать я буду на шоу-бизнес!»
На петербургской эстраде можно по пальцам пересчитать певцов, которые собирают аншлаги в родном городе: Александр Розенбаум, Юрий Шевчук, Эдита Пьеха, Олег Погудин... Вот в какую компанию теперь попала новая звезда эстрады и романса Елена Ваенга, чей предстоящий 28 января сольный концерт в «Октябрьском» будет уже третьим за год. Причем спрос на песни, которые сама пишет и поет Елена, нынче настолько велик, что, идя навстречу пожеланиям поклонников Ваенга, руководство БКЗ решило (и это беспрецедентный случай!) устроить 9 февраля концерт на бис в том же «Октябрьском»...
«Вы что-то перепутали...»
— Лена, что же произошло несколько лет назад, когда вы пытались состояться в Москве? Почему вместо обещанной тотальной раскрутки по всем ТВ-каналам остались у разбитого корыта?
— Я подписала контракт с известным продюсером Степаном Разиным и была на седьмом небе от счастья. Я подписала контракт с солидной компанией. Казалось, сейчас выпустим мой альбом, снимем клип — и проснусь я знаменитой...
Но продюсеры решили «ломать» меня под этакую Земфиру, ошиблись с песней, на которую сняли клип. Его так и не показали толком в эфире. Потом вообще началось что-то непонятное. Какие-то странные намеки, нетипичные предложения. Не буду называть фамилию очень известного политического деятеля, которому вообще пообещали меня в качестве сами понимаете кого. Мне стали звонить и говорить: «Девочка, а ты думаешь, все так просто?!» А я ведь за словом в карман не полезу: «Вы там совсем долбанутые! Или мы музыкой занимаемся, или пошли подальше! Вы что-то перепутали: я изначально не «поющие трусы» (так в шоу-бизнесе принято называть смазливых певичек, делающих карьеру через постель влиятельных людей. — Прим. авт.), никогда не буду этим заниматься».
— Сопродюсером вашего проекта был объявлен не кто иной, как всемогущий Игорь Крутой... Вы довели до его сведения, что с вами происходит?
— В офис фирмы «Арс» я несколько раз звонила, но меня не допускали даже до третьего звена... Под разными предлогами посылали подальше. А я гордая! «Да пошли вы сами!» — сказала. Я женщина, я себя уважаю. Там был такой хитрый контракт, у меня было несколько продюсеров, и непонятно, кто за что отвечал...
— Говорили, вы привезли в Москву мешок денег.
— Нет, я привезла себя и свое творчество. Меня никто не обокрал и не обманул финансово. Просто со мной начали себя вести как с подчиненной, рабыней. А я совсем другой человек, я романтик...
— В чем был камень преткновения?
— В моей подписи под контрактом, согласно которой я продала все! Но откуда я знала?! Мне дали вот такой талмуд на 90 листов. Я уже потом узнала, что подписала тот же контракт, который подписал в свое время Олег Митяев. Но с Митяевым быстро разобрались, потому что он один из любимых исполнителей нашего президента. И слава богу! Но поймите, даже Митяев, взрослый мужик, подписал эту хренотень! А что я, певица, питерская девчонка, могла понять в таких заумных фразах?
— Чем обернулся для вас этот контракт после конфликта с московским продюсером?
— На секундочку я была лишена права работы! Вы себе не можете представить, в каком шоке я пребывала... Потеряла пять лет жизни. Творческой. Пожертвовала институтом. За мое дело брались многие адвокаты, но потом говорили: «С такими фамилиями, да никогда в жизни!» Но потом я стала чихать на это и потихоньку делать свое дело. Меня не замечали, потому что я сидела в Питере. А когда заметили, то было поздно... А главное, что вышли новые законы. По сути, закон звучит так: если я поставила подпись, что я продаю свое авторское право на стихи и музыку Иванову Ивану Ивановичу на всю жизнь, на 250 лет вперед, то знаете, кто нарушил закон? Не я, а тот, кто подсунул мне эту бумажку. Это ведь провокация!
— Ну не будем о грустном! Ведь ваша история завершилась все-таки благополучно?
— Знаете, мой московский альбом лежит до сих пор в Москве. Там 15 песен, их еще продать можно!
Народ в обиду не даст!
— Ладно, в Москве вы не прижились... А на питерских ТВ-горизонтах почто Ваенгу не жалуют?
— Как мне заявили: «Ваенгу показывать по нашему каналу? Нет! Она не лицо федерального значения». Зато Жанна Фриске (дай ей Бог здоровья и творческих побед!) — лицо федерального значения! Лицо, несущее культуру в массы... А все гораздо проще: питерские телевизионщики кричат о культуре, но при этом ждут, когда я приду к ним через Москву... Тогда и буду лицом федерального значения!
— А в Москву вам теперь можно вернуться? Говорят, ваш экс-продюсер Разин нынче не у дел, отошел от шоу-бизнеса, торгует косметикой...
— Мне нравятся строки из песни Андрея Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» И прогнется... Я не гоню коней, у меня есть своя публика, мои диски хорошо продаются, мои песни звучат на радио... Вперед, пусть даже тихой сапой... Прости за выражение, через народную любовь... Если я заслужу любовь народа, то народ меня в обиду не даст; И чихать я буду на весь этот шоу-бизнес!
— Мне кажется, вашему продвижению мешает еще и то, что на Ваенгу поспешили наклеить ярлык «певица русского шансона»...
— Как хорошо сказал Александр Розенбаум, есть блатняк, а есть шансон, и не надо путать две вещи... Когда меня объявили «певицей шансона», я по-хорошему разозлилась и стала петь с симфоническим оркестром. А потом запела и с военным хором! Это тоже шансон?! Затем появился альбом «Шопен» из фортепианных романтических баллад... Her, не хочу быть в сетях каких-то жанров и стилей"'