«И в моей скитальческой судьбе»
Уже не раз со страниц различных изданий звучал вопрос: «Нужен ли музей Есенина » Ленинграде-Санкт-Петербурге?» Думается, что после событии на Исаакиевской площади, связанных с «Англетером», этот опрос звучит риторически. Музей конечно же нужен! Но рожденный не «проектом отчаяния», о чем писала 1987 году «Литературная газета»: собрать уцелевшие кирпичи от старых стен и сложить из них в новом здании гостиницы мемориальную комнату Есенина, создать маленький музей.
Жаль, разумеется, порушенный «Англетер». Лучшая дань памяти поэту — организация музея. Ведь не за горами юбилей — 100-летие... Кстати, в многочисленных публикациях о событиях на площади фигурировало, почти исключительно, историческое название гостиницы. В связи с этим вспоминается К. Паустовский: «Соседняя гостиница «Англетер», где умер Есенин, уже переименована в «Ленинградскую», а кафе «Норд» в «Север». Как уцелела «Астория»-непонятно. (Из письма к Т. А. Паустовской от 24 марта 1950 года).
На воссозданном в соответствии с архивными авторскими чертежами фасаде, предполагалось установить мемориальную доску. Но на красивой фасадной коробке с новым заполнением памятной доски нет. Видимо, о ней в пылу политических страстей и экологических трудностей: забыли.
...Сейчас даже странно читать о творчестве поэта такие строки: «Мотивы эротики, аполитичности и индивидуализма закономерны в творчестве деклассировавшегося представителя кулачества». И напечатаны они в солидном издании спустя пять лет после трагической гибели поэта. Были обвинения и пострашнее, причем многие — при жизни. Впрочем, что их вспоминать... Ведь говоря словами поэта Василия Федорова «Сама жизнь опровергли давным-давно явных и скрытых могильщиков его творчества, и сейчас нет нужды доказывать, что поэзия С. Есенина — национальная гордость нашей Родины».
Есть у Есенина стихотворение «Воспоминание», Составители не .часто включают его в сборники:
...В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл Октябрь, как зверь.
Октябрь семнадцатого года.
И началось...
Метнулись взоры,
Войной гражданскою горя,
И дымом пламенной «Авроры»
Взошла железная заря.
Город на Неве навсегда вошел в жизнь и творчество Есенина. В его стихах он, правда, не является действующим лицом, как например у Блока, нет в его стихах и развернутых городских пейзажей. Один из литераторов вспоминает, что в 1915 году он предложил Есенину написать о городе. И тот вскоре принес стихотворение «Город», в котором перед читателем зримо предстает Петроград времен 1-й Мировой войны. Здесь он стал свидетелем двух революций. В марте 1917 года он создал маленькую поэму «Товарищ» — один из первых откликов на события Февральской революции.
В Петроград Сергей Есенин впервые приехал 9 марта 1915 года. Поэт Г. Деев-Хомяковский вспоминал, что Есенин «махнул в Питер — искать счастья». С этим городом его свяжет многое: здесь к начинающему поэту «стремительно-сказочно пришла литературная слава». Тут же в самом начале 1916 года вышла его первая книга стихов «Радуница», на берегах Невы он познакомился с А. Блоком, Н Клюевым, С. Городецким, М. Горьким, В. Маяковским...
Весной 1916 года он был призван на службу и проходил ее санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде N9 143 и жил в здании «низших служащих» на территории Федоровского городка.
В город, где по-настоящему забил родник его поэтического таланта, Есенин после своего переезда весной 1918 года в Москву, приезжал почти ежегодно. В Ленинграде оборвалась лебединая песнь его творчества. В самом городе и пригородах — Пушкине, Сестрорецке и Петергофе можно назвать десятки адресов, так или иначе связанных с именем поэта. И Ленинграду, прекраснейшему из городов, он отдал должное в «Песне о великом походе» Летом 1924 года Есенин приехал в Ленинград и остановился на квартире у издательского работника А Сахарова, проживавшего на Гагаринсксй дом 1. Тут рождались строки:
Там под Лиговом
Страшный бой кипит
Питер траурный
Без огней Не спит.
Эта поэма — гимн великому городу. Присутствует «вольный Питерград» и в других произведениях поэта. В топонимике автора встречаются и Невский проспект, и Галерная улица, и Марсово поле, и Ладога, и Шлиссельбург.
В нашей стране создано несколько государственных музеев Есенина. К сожалению, музея Есенина нет в городе на Неве. Хотя, безусловно, здесь поэзию Есенина любят не меньше, чем в других уголках нашей страны, да и не только нашей! Знатоки могут сказать, что я субъективен и память о поэте ленинградцы хранят. Ведь с начала 60-х годов существует экскурсионный маршрут по местам, связанным с пребыванием Есенина в нашем городе Дом N9 33 по Литейному проспекту украшает мемориальная доска из серого гранита с вырубленным поясным портретом поэта. В Выборгском районе Ленинграда его именем названа улица. Любители творчества поэта могут, несколько подумав, подсказать еще один адрес — краеведческий музей города Пушкина, в экспозиции которого представлены материалы, посвященные С. Есенину.
Наконец, самые отчаянные оптимисты могут добавить: на сцене государственного академического Малого театра оперы и балета поставлена опера В. Кобекина «Пугачев» (либретто — по драматической поэме С. Есенина).
...И— все-таки, к примеру, в Ташкенте Есенин пробыл всего три недели и там открыт его музей, а только в доме на Литейном он жил "с сентября-1917 года по апрель 1918-го. Причем квартира на Литейном — единственная в жизни поэта, принадлежавшая ему. А так в его скитальческой судьбе были лишь гостиничные номера, квартирование у друзей, знакомых...
Думается, что петербуржцам по силам выразить свою любовь к поэту созданием музея С. Есенина. Пока есть еще «незанятые места», связанные с его именем и памятью, живы люди, общавшиеся с ним, эту проблему решить проще, нежели в будущем Оппоненты, к сожалению, тоже найдутся. Их аргументы стандартны: нет базы, подлинных материалов и, наконец, самый главный — нет средств.
В нашем городе есть немало частных коллекций, посвященных поэту, есть материалы и в Пушкинском доме Думаю, что обладатели материалов о жизни и творчестве поэта пожертвуют ими для создания музея Не могут не откликнуться на это и создатели «домашних» музеев поэта. А такие существуют и в Липецке, и в Ростове-на-Дону, и в Североморске...
Нельзя же всерьез говорить о том, что стенд краеведческого музея в Пушнине с несколькими фотографиями и еще меньшим числом акварелей отражает жизнь и творчество Есенина в городе на берегах Невы. По свидетельству современницы, в декабре 1925 года Есенин сказал, что «...будет жить в Ленинграде и начнет здесь новую жизнь..,». Так пусть его желание сбудется!
В. Бесперстов
Балтийский Курьер г.СПб, 21 апреля 1993 г. №15 (24)