Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Владимир Окунев: «Сегодня русский шансон уже достаточно раскручен»

Владимир Окунев: «Сегодня русский шансон уже достаточно раскручен»

Направляясь впервые с визитом к Владимиру Окуневу, известному в музыкальных кругах петербургскому собирателю и коллекционеру, невозможно даже было вообразить, что из будничной суеты гость неожиданно для себя попадет в самый настоящий музей русского шансона. Только лишь переступив порог дома и испытав первый шок от увиденного, визитер невольно устремляется в путешествие по небольшой, но уютной квартире, увлекаемый несчетным количеством фотографических изображений на стенах, плакатов, афиш, постеров, дисков с автографами и иных сувениров, в разное время подаренных хозяину и бережно разложенных им повсюду. С фотографий на вас будут смотреть лица известных артистов. Здесь находятся как старые, черно-белые снимки, сделанные еще в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах XX века, так и совсем недавние фотографии с последних шансонных концертов в Санкт-Петербурге и Москве. На полках за стеклом красуются наручные часы швейцарской фирмы "Лонжин" под номером 42, партия которых некогда была закуплена специально для радио "Русский шансон". Есть здесь и чайные приборы — сувениры от радиостанции, — и блюдо с выведенными на его дне словами "5 лет "Ночному такси" и изображением ведущего этой программы Александра Фрумина. Рядом можно увидеть и фотоаппарат "Зенит", который передал эстафету в составлении фотолетописи жанра в конце девяностых годов, и самоиграющую чудо-скрипку, привезенную Владимиру Окуневу в подарок из Германии. А также несметное число всевозможных сувениров от артистов и иных лиц. Авторучка "Parker" от Евгения Гиршева, которой Александр Розенбаум однажды подписал передачу своих прав на песню; зажигалка от Татьяны Кабановой; четки и серебряный крест от Александра Дюмина, минидиски с "минусами" от Артема Коржукова, сына Сергея Коржукова; пачка "Беломора" от "беломорца" Спартака Арутюняна с записанными на ней пожеланиями благодарных поклонников и многое-многое другое. Отдельными рядами стопок компакт-дисков, размещенных повсюду в комнате, покоится уникальная коллекция музыки, не имеющая аналогов нигде в России: почти 10 тысяч альбомов с песнями. Но об этом гораздо более подробно сможет рассказать сам ее владелец.

Кирилл Карпов: Владимир Степанович, всем известно Ваше увлечение классическим русскоязычным шансоном. По количеству компакт-дисков, которые хранятся у Вас в коллекции, Вы не знаете себе равных. Более того, в Вашей домашней фонотеке наличествуют практически все российские барды...

 

Владимир Окунев: Когда пару лет назад Сергей Князев, Юрий Антонов (директор музыкально-продюсерской фирмы "Фоно", а не музыкант — прим. авт.), группа "Мишки на севере" и я были в Сочи, нас пригласили на местное телевидение. В то время там готовили программу, посвященную бардам. И для нас участие в теледебатах было настоящим шоком, потому что мы не занимались и не занимаемся бардовской песней. Ведь, по моему мнению, барды в нашей стране были раскручены в противовес зарубежным группам. Это так называемая "романтика у костра". У меня дома есть и Визбор, и Галич, и Елена Камбурова, но я их не особенно слушаю... И вот на протяжении сорока минут передачи нам нужно было вести беседу на тему, в которой мы не особо разбираемся. Но мы с этой задачей тогда вполне успешно справились.

К.К.: Значит пи это, что творчество присутствовавших на передаче артистов лежит вне искусства бардов?

Б.О.: "Мишки на севере" поют блатные песни, а Сергей Князев -уже ближе к бардам своеобразный "лирический романтик"... Один из вопросов этого эфира был такой: "Как вы относитесь к ремиксам Высоцкого?1. У меня лично двоякое отношение к этому новомодному явлению. Высоцкого уже нет в живых, поэтому как без его согласия можно что-либо делать с его песнями? Те, кто занимается изучением авторской песни, считают, что классиков жанра трогать вообще нельзя. С другой стороны, молодежь благодаря современным обработкам и аранжировкам будет больше слушать эту музыку. Уже сделаны аранжировки для песен Аркадия Северного, Александра Галича, Юрия Визбора и Петлюры. Но я все-таки не сторонник ремиксов. Получается, что на именах ушедших артистов люди начинают зарабатывать деньги. Все говорили раньше, что шансон некоммерческая музыка. А это, на мой взгляд, показатель того, что жанр давно уже стал коммерческим.

К.К.: В этой связи хочется уточнить, что ремиксы делаются не только на произведения тех исполнителей, которых уже нет в живых, но и на песни ныне здравствующих артистов.

В.О.: Абсолютно точно. Например, мною любимый Александр Дюмин оформил со звукозаписывающей фирмой "Master Sound Records" исключительные права на использование своих музыкальных произведений. В других случаях права могут покупаться на год, два, три и более o или же на тираж дисков. В случае исключительных прав фирма может делать с песней все, что угодно и когда угодно... И потом, когда Дюмин уже не работал с этой компанией, фирма "Master Sound Records" выпустила альбом "Шпана" с голосом певца и совсем новыми компьютерными наложениями. Сам Александр никакого отношения к этому альбому не имеет. Это и есть ремикс. То же самое говорил о своих взаимоотношениях со студией звукозаписи Сашка Звинцов.

К.К.: Наверное, продавая исключительные права рекорде-компании, исполнитель что-то оставляет и себе. Ведь он может что-либо делать со своим произведением?

В.О.: Исполнитель может эти песни петь на концертах и записывать. Но издавать, тиражировать записанный альбом он не имеет права.

К.К.: Что для Вас означает словосочетание "русский шансон"?

В.О.: Б свое время я стоял у истоков появления в Петербурге первой радиостанции "Русский шансон". Мы говорили тогда, что в шансон входит пять составляющих. Это, во-первых, бардовская песня. Во-вторых, это классика, к которой относится Леонид Осипович Утёсов, Высоцкий, Пётр Лещенко, Вертинский. Затем, это мягкий, "лирический", рок группы "ДДТ", "Машина времени" или "Кино", но ни в коем случае не тяжелый рок. Дальше, уже в-четвёртых, идут русские народные песни. И последняя, пятая, составляющая — это блатная песня, которая может подразделяться на каторжанский и дворовый фольклор — песни на уголовную тематику. Хотя, что такое блатная песня, толком, наверное, не скажет никто. Помните, в стародавние коммунистические времена все хорошее можно было достать только по блату. А мы-то знали, что по блату — это через своих, через знакомых. Так же и блатная песня исполняется для своих, для определенного узкого круга людей. И когда ведущая программы "Погода в доме" Светлана Агапитова, находясь у меня в гостях, спрашивала, что же такое блатная песня, я ей отвечая, что эту музыку понимают только две категории людей: те, кто сажает, и те, кто сидит... А вообще-то я считаю, что классика шансона идет изначально от русских былин, песен и сказаний гусляров. Слепые старцы играли на гуслях и рассказывали людям былины с незамысловатым сюжетом.

К.К.: И большинство блатных песен по сути являются сюжетными и очень длинными сказаниями.

В.О.: Классикой каторжанской песни является произведение Алексея Николаевича Толстого "Колодники". Эта песня длинная и очень заунывная. Сразу представляются идущие неровным строем в кандалах арестанты, а рядом с ними — сопровождающие их на каторгу конвоиры в длинных серых шинелях...

К.К.: Откуда у Вас появилась тяга к коллекционированию музыки? В юности Вы, наверное, играли на гитаре?

В.О.: На гитаре я играл совсем немного еще в школе. У нас в десятом классе была своя музыкальная группа "Феникс". Феникс — это птица, возрождающаяся из пепла. В нашей школе, когда уходили десятиклассники, то группа распадалась. А на следующий год новоиспеченные выпускники опять собирали ансамбль. Потому и название такое было. Потом я немного играл на ударной установке... А мой отец, приезжая из командировок, всегда привозил пластинки. Помню, как он подарил мне пять пластинок Аркадия Райкина в картонной коробке. Они назывались "От 5 до 50". Все, что было на этих пластинках, я знал наизусть... Самым большим кумиром моего детства был Валерий Ободзинский, который никакого отношения к шансону тех лет не имел. Но я считаю, что это — образец самого настоящего русского шансона, такого, каким он вообще должен быть. Ободзинский создал яркий образ лирического героя. Все его песни я знал наизусть. Потом я любил Владимира Макарова, ансамбль "Самоцветы".

К.К.: На чем Вы слушали любимых исполнителей?

В.О.: Бобинника и катушек у меня вообще никогда не было. Были виниловые пластинки. До сих пор у моей мамы стоит приемник "Югдон", благодаря которому мы ловили китайскую волну, радио "Свобода". На приемнике стояла вертушка. И сейчас у меня хранятся синие гибкие пластинки из журнала "Кругозор". В моей коллекции, наверное, имеется и несколько так называемых пластинок "на ребрах", но я никогда ими всерьез не увлекался: для меня в первую очередь было необходимо качество звука. Л не понимаю, от чего люди сходили с ума, если при прослушивании "ребер" слышно сплошное шипение. Потом, всегда ведь можно было сходить на Краснопутиловскую улицу, где был знаменитый "толчок" у магазина "Юный техник", и достать все, что душа пожелает. У меня есть пластинки Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Петра Лещенко, Александра Вертинского, Вари Паниной. Их странички на сайте уже готовы, и мне обидно, что на радиостанциях перечисленных исполнителей не ставят, мотивируя это плохим качеством звучания альбомов. Ведь можно же звук пропустить через фильтры, очистить. По просьбе некоторых коллекционеров несколько дисков Валерия Ободзинского даже специально сделаны с шипением, которое придает особую теплоту, шарм звучанию альбома.

К.К.: Теперь, наверное, можно рассказать, каким образом Вам удалось собрать такую большую коллекцию дисков.

Б.О.: Б свое время мне довелось познакомиться со старейшим питерским коллекционером Геннадием Сергеевичем Жаворонковым, который раньше работал оператором на звукозаписывающей студии. К сожалению, два года назад он ушел из жизни. Так у него сохранилась богатая коллекция пленок, в том числе и записи зарубежных групп. Три года у меня ушло на то, чтобы музыку с бобин перевести на компакт-диски. Это была очень долгая и кропотливая работа с пленками, со звуком. Многое приходилось вычищать, удалять. Зато результат налицо: огромное число CD-R дисков, которые никогда и нигде не издавались. У меня в коллекции, например, только сорок восемь неизданных альбомов Аркадия Северного... Тем не менее, к этому исполнителю я отношусь довольно спокойно. Для меня значительно больший интерес представляет Владимир Сорокин (в миру — Евгений Оршулович). Этого человека практически никто не знает. А ведь его популярность, как и популярность Владимира Шандрикова, была не меньшей, чем у Северного. До сих пор не издано ни одного диска Сорокина! Московские коллекционеры смогли выпустить только один альбом Шандрикова в серии "Пятизвездный шансон". Сорокин пел песни Утесова, Высоцкого. У меня много видеосюжетов с ним.

К.К.: Но, насколько известно, Аркадий Северный обладал большим артистизмом и особой исполнительской манерой.

В.О.: Во-первых, тембр голоса Северного хорошо сочетался с оркестром и ложился на пленку. Во-вторых, сеть коллекционеров, которая существовала в Ленинграде, способствовала быстрому распространению записанного материала. А Сорокин жил и работал в Одессе, вдали от двух столиц. И его практически до самой смерти (а умер он в девяностых годах) записывал Стас Ерусланов. Хорошо еще, что и сейчас существует эта сеть, идет обмен записями, хотя самого Стаса Ерусланова уже нет. Одно время московский собиратель и коллекционер Сергей Чигрин хотел выпустить всего Шандрикова и Сорокина. У меня, например, есть несколько интервью Шандрикова, данных радиостанциям. Однако, при его жизни с ним успели заключить договор всего на один альбом. А с Сорокиным, с Шеваловским, с Шепиевкером — не успели.

К.К.: Что еще опушаете помимо перечисленного?

В.О.: Люблю восточную музыку. После Валерия Ободзинского мой кумир — это Бока Давидян. Бока -армянин, который жил в Баку, а сейчас проживает в Америке. И азербайджанцы считают его своим. Поэтому концерт Владимира Утесова и Боки в ДК Горького устраивала как раз азербайджанская диаспора. Я посвятил Боке страничку в Интернете, а он в благодарность подарил мне свой компакт-диск.

К.К.: У многих исполнителей русского шансона нет ни директоров, ни продюсеров. И, тем не менее, их имена у всех на слуху.

В.О.: Не так давно был концерт Звинцова и Дюмина. Так вот, они раскручиваются сами. Из второй волны исполнителей, следующих после Успенской, Шуфу-тинского и Токарева, они лидеры номер один. Тем не менее, на радио их не крутят. Александр Звинцов гитару прописывает сам, а Иван Леонидович Кучин смог воплотить мечту о собственной студии звукозаписи.

К.К.: На Вашем сайте "www.shansonprofi.ru" уже побывало больше ста тысяч посетителей со всего света, в сутки через Интернет к Вам обращаются более, чем из 100 стран мира. Все знают, что этот сайт -настоящий кладезь русского шансона. Как Вы собираетесь развивать сайт, какие направления хотите в дальнейшем продвигать?

В.О.: Хочу сразу сказать, что сайт "www.shansonprofi.ru" не мой личный. Это результат работы группы единомышленников, в которую входят веб-мастер, кандидат физико-математических наук Сергей Погожев; координатор Оксана Булакова; администратор Ирина Окунева; фотографы Евгений Гиршев и Дмитрий Анискиевич; видеооператор Ярослав Фролов и многие другие. Я уже как-то говорил, что являюсь специалистом в области авторского права. Многие фирмы обращаются ко мне за помощью. Так вот, мы хотим сделать на сайте так называемую "левую кнопку". Таким образом можно будет "отловить" всех тех, кто незаконно использует сайт. Наш сайт является официальным, на каждой страничке внизу у нас есть надпись, что использование материалов без разрешения правообладателя запрещено. Тем не менее,

существуют многочисленные случаи нарушения прав. Пока я относился к этому более или менее терпимо, так как понимал, что люди занимаются пропагандой жанра. Но, на сегодняшний день, русский шансон уже достаточно раскручен и пропагандировать его не нужно... Однако, "делать кнопку" я пока не спешу — это ведь тоже реклама пиратам! Если я укажу, например, что такой-то сайт использует материалы нашего, то посещать будут уже его.

R.K.: Какие материалы в этой связи Вы имеете право разместить на сайте?

В.О.: Сейчас уже несколько десятков правообладателей официально разрешили мне разместить свои диски. Я получил письменное разрешение от директора фирмы "Фоно" Юрия Антонова, который, к примеру, издал Павла Ростова и Жана Татляна; от Продюсерского центра Олега Шведова, выпустившего "Пальцы веером" и Светлану Питерскую; от студии "Беломорканал" и просто от многих исполнителей. А если я расположу на нашем сайте все те диски, которые хранятся у меня в коллекции, то равных ему по объему не будет больше нигде ведь число собранных мной альбомов приближается к десяти тысячам! Многие молодые исполнители выражают желание сотрудничать с "www.shansonprofi.ru", присылают свои песни, фотографии. Но я никому ничего не обещаю, так как исполнитель должен быть для начала интересен. И уже потом я обязан знать, что полученные мной материалы соответствуют заявленной о них информации.

К.К.: Какую музыку Вы размещаете в первую очередь?

В.О.: Я очень большой любитель военно-патриотической тематики, солдатской песни. Я слушаю группы "Голубые береты", Каскад", Контингент" и совсем недавно открыл на сайте раздел под названием "Военный шансон". Там находятся диски еще со времен Первой мировой войны и по настоящее время. У меня много кассет ярославской студии с дембельскими, афганскими песнями. У нас ведь кроме "Любэ" и Александра Маршала с альбомами "Батя" и Торец" никто ничего подобного не поет!.. Сейчас к нам на сайт обращаются из Португалии, из Испании, из Новой Зеландии. У них совсем нет информации о наших исполнителях. Значит, нужно публиковать больше статей, биографий. Благодаря, например, Вадиму Гусеву у нас размещена информация о Викторе Гагине, который жил в Череповце, а сейчас проживает в Канаде; о Тимуре Шаове; о Трофиме; о Жане Татляне; о Никите Богословском.

К.К.: И эти странички постоянно обновляются.

В.О.: Абсолютно точно. У меня дома более сотни книг на музыкальную тематику, но я не могу их использовать без разрешения правообладателей. Большую дань

памяти мы хотим отдать тем, кого нет в живых. Нами открыты в разделе "Персоналии" странички, посвященные Марку Бернесу, Сергею Наговицыну, Михаилу Кругу, Александру Вертинскому. Более месяца нам потребовалось для того, чтобы разместить всю информацию о Владимире Высоцком: у меня несколько десятков книг о нем, более двухсот дисков, двадцать с лишним DVD. И это еще не все, что издано об этом замечательном русском шансонье. Мало кто знает о Сергее Бурмистрове: ведь он был одним из тех людей, благодаря которым русский шансон развивался в Москве, очень многим исполнителям он помог записаться. Когда еще и в помине не существовало компакт-дисков, у него дома уже была выпущена виниловая пластинка Хулиганка'... Сейчас мы расширили и коллекцию МРЗ-альбомов. Фотографиям я буду уделять значительно меньше места, так как они не пользуются спросом. Так же мы будем помогать молодым исполнителям, размещая их альбомы и новым музыкальным сайтам в Интернете.

К.К.: В прошлом номере нашего журнала было опубликовано интервью, взятое Вами у патриарха жанра Сергея Маклакова. Как появилась идея этого интервью?

В.О.: Мы уже давно знакомы с Сергеем Ивановичем. Ему в 2004 году исполнилось 75 лет. Это он способствовал росту популярности Аркадия Северного и Александра Розенбаума, "Братьев Жемчужных" и Игоря Иванова-Запольского, Татьяны Кабановой и Валерия фон Эргардта. И если я могу отдать дань уважения этому человеку, то почему, спрашивается, мне этого не сделать? Он сам говорил при нашей встрече, что наступило время рассказать людям всю правду, далекую от слухов и домыслов. А у меня на сайте любое интервью получается живое, не редактированное, потому что оно записывается на компакт-диск. Я и ему тогда при нашей встрече сказал: "Сергей Иванович, расскажите все как было, люди будут слушать и узнавать Ваш голос". Причем интервью мы брали не по телефону, а приезжали к нему и записывались на его домашней студии. Людей такого масштаба мало: Сергей Маклаков из Петербурга, Стас Ерусланов из Одессы и Андрей Даниленко из Новосибирска. На концерте-презентации альбома "На волне любимого шансона" мы пригласили Сергея Ивановича на сцену и подарили ему несколько дисков с джазовыми исполнителями. Ведь он большой поклонник джаза. А я его в шутку называю "дедушкой русского шансона".

Кирилл Карпов
Шансоньер, 2005/1(2)


Комментарии

15.04.2009 17:12 Эдуард [direktor@tyusov.ru]
Затем, это мягкий, "лирический", рок -трупы "ДДТ", " - эта ошибка самая злая ! Но есть и другие. Я не редактор, поэтому прошу исправить, могут прочитать... C Уважением к Вашему делу, Эдуард Тюсов
08.10.2014 16:03 Фёдор Шедель [fedor.schedel.@65mail.ru]
Здраствуйте уважаемый Владимер Окунев....Меня зовут Фёдор Шедель,, Я принемал участие в конкурсе Русский шансон за кордоном 7 Комне подошол Мужчина, протянул Вашу визитную карточку..Он мне посаветовал,что-б я дал Вам знать о себе...Немного о себе Я пишу тексты,и мелодии к ним ..Их можно послушать , На моей странице Адрес Федор Шедель Генерал
28.02.2016 23:35 Василий [Okunev@mail.ru]
Бред какой-то, как вы могли стоять у истоков фруминской радиостанции "Русский шансон", откуда у вас такие деньги и связи? Если вы простой слушатель, да и радио "Свобода" всю жизнь вещало из Германии, вы там на севере перегрелось, то есть умом отморозиль???? И цитата из вас "русский шансон понимают только те, кто сидел или сажал". Х-м, так вы сидели или сажали? Уточните, пожалуйста!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 5812

vk rutube youtube

Татьяна Снопова
 Жека
Владимир Бочаров
Сергей Князев
Александр Вертинский
Виктор Чупретов
Михаил Мармар
Петр Лещенко
Катерина Голицына
Жан Татлян

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона