Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Сделано в ГУЛАГе:»

«Сделано в ГУЛАГе:»

Говоря о татуировках довоенных советских зеков, следует сказать, что речь пойдет именно о татуировках новой по тем временам формации осужденных. Прежде всего, это так называемые «политические» арестанты и появившиеся в изобилии после революции и Гражданской войны «уркаганы» и «жиганы».

СЛОНЫ И ЧЕРЕПА

Конечно же, исконно воровские и тюремные татуировки существовали и при царе-батюшке, однако характер их был несколько иным и широкого распространения они не имели. Первые татуировки заключенных сталинского ГУЛАГа носили скорее схематичный информационный характер и были мало похожи на роскошные «картины» зеков периода развитого социализма. Объясняется это отчасти тем, что условия, в которых их «наводили», были для этого мало подходящими. Не хватало настоящих мастеров-«кольщиков», да и в тундре или на лесоповале, в спартанских условиях Соловков и Беломоро-Балтийского канала трудно было выбрать время и место для неспешного занятия «нательной живописью». Другая причина — только формировавшиеся тогда «советские воровские традиции» со всеми их «каноническими» для каждой группы уголовников татуировками, строгой иерархией изображений, словом, со всем тем, что появилось впоследствии параллельно со становлением и развитием ГУЛАГа.

Основные мотивы первых зековских татуировок — череп и крест, в данном контексте — символ почти неминуемой смерти, ожидающей каждого, попавшего в лагерь ОГПУ. Наряду с ними встречалось, хотя и довольно редко, по словам исследователей этой темы, изображение слона со звездой и номером статьи над ним — зековского символа Соловецких лагерей особого назначения (СЛОН ОГПУ). Кстати, позднее выжившие на Соловках и попавшие снова за решетку зеки с такой татуировкой пользовались непререкаемым авторитетом во всех лагерях и тюрьмах ГУЛАГа.

Крайне редкими являлись также татуировки чудом выживших строителей «дороги № 501» — свидетелей и участников попытки проложить так называемую «мертвую дорогу» — железнодорожную ветку от Лабытнанги до Игарки в непроходимой тундре. Дорога, прокладываемая зеками вручную по вечной мерзлоте, в конце концов просто провалилась под землю, оставив по обе стороны от себя десятки тысяч безымянных могил бывших «контриков» и «уркаганов», современников Николая Гумилева и Леньки Пантелеева.

Впрочем, не только в широко известных теперь Соловецких лагерях особого назначения и на практически неизвестной никому стройке № 501 — повсюду, на Колыме и Кеми, в Воркутлаге и Печорлаге, в Норильлаге и в Коми смертность зеков тогда доходила до 90%. Поэтому о татуировках заключенных сталинских лагерей начального периода знаем мы теперь очень и очень мало. Все они, что называется, «ушли в землю» вместе с их хозяевами в основном еще до Великой Отечественной войны, ознаменовавшей, в свою очередь, приход на смену классическим ворам и уркам новой уголовной формации с ее законами и традициями.

ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА

«Хорошо после бани, особенно первые полгода», — гласит народная пословица. Однако шутки шутками, а в баню в хрущевские времена из ленинградских коммуналок, где в большинстве своем не было не только ванных, но и горячей воды, мужики ходили каждую субботу, и обычай этот соблюдался свято.

Для нас, пацанов, это всегда был праздник. Помню, как собирались в условленный час во дворе-«колодце» отцы семейств с вениками под мышкой, брали нашу орущую кучу мальцов в «кольцо» и конвоировали в ближайший «храм здоровья». Так чем же была для нас для всех баня? Баня — это не только древний фикус в тяжелой кадке, алюминиевый номерок на шее, возможность вдоволь напариться и наплескаться, отхлебнув напоследок в раздевалке из батиной пивной кружки, — баня была для нас еще и редкой возможностью посмотреть на то, чего в обычной, повседневной жизни, за редким исключением, никогда не увидишь.

А именно (догадываюсь, о чем, увы, подумали многие) — увидеть мужскую «живопись» тех лет в совокупности с увечьями и шрамами совсем еще недавно закончившейся войны.

Скажу без преувеличения: разглядывание всевозможных татуировок на телах было для нас в те годы едва ли не самым излюбленным банным удовольствием. Детская память цепкая, многие нательные картины «строителей социализма» помнятся мне и до сих пор. Помню, например, наколотого во всю спину мужика со знаменем, рвущего цепи, помню кавалериста с трубой.

Очень много попадалось мужиков с изображением Усатого (я тогда еще не знал ничего о Сталине — лишь недавно закончился XX съезд, осудивший пресловутый «культ») и Ленина на груди. У одного безногого дядьки, которого намыливали двое других, я заметил на груди двух голубей в венке из цветов, сердце и крест (старинная, еще дореволюционная татуировка. — Прим. авт.). Помню, как узнавал, словно на открытках, изображенные на груди и плечах профили Буденного и Чапаева, скрещенные пики и шашки, стреляющую «Аврору», еще какие-то военные корабли, причем у одного толстого мужика флаг на верхней мачте наколотого во всю грудь броненосца приходился как раз на кадык горла. Была и еще одна большая группа татуированных мужиков, я тогда условно назвал их про себя «попами». Их тела в изобилии покрывали церкви, кресты, какие-то неизвестные мне святые, цепи, черепа, колючая проволока и ангелы в облаках. Как-то раз я показал на одного такого «раскрашенного» отцу, на что получил сдержанный, но категорический ответ: «Держись-ка ты от таких подальше, понял?».

В раздевалке «попы» сидели кружком, чистили воблу, тянули из больших кружек холодное пиво, играли, оглядываясь на дверь, почти сплошь «синими» руками в затертые карты.

Помню, у одного мужика в полспины был наколот убегающий черт с мешком за плечами, из дырки в котором сыпались ему якобы в одно место монеты. У другого на татуировке черт, злорадно улыбаясь, показывал кому-то язык и завязывал узлом железнодорожное полотно, по одну сторону которого стояли голые тетки с цветами и бутылками, по другую мужики в полосатых пижамах. Позже, повзрослев, я, конечно, узнал значение большинства из этих татуировок, еще позже «привязал» ко времени их обилие и тематику с прошедшими как раз в то время амнистиями и реабилитациями хрущевской «оттепели». Уверен, что сотни, если не тысячи интересных свидетельств своего времени -татуировок уголовников и репрессированных сталинского ГУЛАГа -ушли от нас навсегда, оставшись, увы, лишь в детских воспоминаниях.

НАКОЛКА ПО НАСЛЕДСТВУ

Суждено ли татуировке уголовника «прожить вторую жизнь»? Оказывается, да. Один старый оперативник еще в 80-е годы прошлого века рассказывал об обнаружении в 1948 году подобного «артефакта» в одном из лагерей Краслага при осмотре заключенных. Именно там он заметил на груди у одного старого уркагана изображение каторжника с наполовину обритой головой (дореволюционная каторжная традиция), свечой в руке и надписью: «Александровский централ, 1872 г.». В ответ на недоуменный вопрос опера урка, с гордостью погладив свою «антикварную наколку», ответствовал, что, мол, в далекой юности скопировал ее с груди дражайшего папаши, освобожденного с ненавистной царской каторги советской властью. Папаша, царствие ему небесное, любил «пошутковать» на тракте, останавливал почтовые тройки ударом кулака коренному в лоб, после чего конь падал замертво. Ну, после этого обчищал пассажиров до нитки и делал всем «аминь», через что в конце концов как «душегуб» и загремел в бессрочную каторгу, где какой-то китаец сварганил ему эти самые наколки.

По словам старого опера, сынок-уркаган пошел по следам дражайшего папаши и, отбывая в Краслаге «четвертак» за бандитизм и разбои, заказал местному «кольщику» точную копию папашиных «боевых регалий».

Андрей Стечкин
ЗА решеткой, №6, июнь-июль 2006


Комментарии

18.08.2010 02:08 сергей [7622508]
CПАСИБО.ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.УЗНАЕШЬ ЗАКРЫТЫЕ СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ.
31.01.2011 10:37
31.01.2011 10:37

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1186

vk rutube youtube

Михаил Дали
Евгений Кричмар
Михаил Михайлов
Игорь Пермский
Андрей Таланов
Сергей Есенин
Александр Шилин
Илья Модестов
Виктор Балакирев
Игорь Кандур

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона