Евгения Смольянинова: «Баскова не слушаю даже на даче»
Тот, кто хоть один раз услышал «Колокольчик звенит» в исполнении Евгении Смольяниновой, не забудет тембр ее голоса, ее манеру пения. А тот, кто попал на ее концерт, будет стараться ходить на выступления Смольяниновой вновь и вновь. Поэтому и продолжается странный «эксперимент»: на ТВ и радио ее все меньше, а в залах на концертах певицы зрителей все больше. Недавно Евгения дала в Петербурге сразу два разных концерта: в Капелле пела русские народные песни и старинные романсы, а на другой день в Театре эстрады исполняла свои собственные баллады и песни...
Наше ТВ цинично далеко от народа
— Евгения Валерьевна, почему вас так редко можно увидеть на ТВ?
— Если бы только меня! Мне кажется, телевидение наше при всей его внешней погоне за рейтингами редко обращает внимание на то, что действительно интересует людей, что им нравится. Оно все агрессивней навязывает нам свой взгляд на мир, на музыку, выступая как мощное тоталитарное средство передачи информации. Я не знаю, кто придумал и завез в наши русские края слово «формат», но знаю точно, что этот человек был цинично далек от народа.
— У вас конфликт со всеми телеканалами?
— Нет, конечно. Недавно на канале «Культура» даже мой концерт в зале Чайковского показали. Правда, это в августе, когда зрители большей частью были в отпусках. Хотя мне всегда казалось, что мы с каналом «Культура» просто созданы друг для друга и могли бы вместе сделать много интересного для любителей настоящей русской песни.
— Скажите, а ради пропаганды настоящей русской песни вы бы согласились отправиться на необитаемый остров в реалити-шоу типа «Последний герой»?
— А вот это слишком далеко от меня. Вообще, мне больше нравится давать концерты, а не сниматься на ТВ, тем более в шоу прозападного толка.
Пение — это здоровье
— У вас совершенно индивидуальная мимика, неповторимая манера пения. Как вы открыли ее?
— Это природная индивидуальность голоса. Хотя огранка, конечно, очень важна. Для меня огромное значение имело знакомство с гениальной исполнительницей русских народных песен Ольгой Федосеевной Сергеевой. Ее образ, манера пения, мастерство — все меня потрясло. Она стала моей учительницей в музыке. И такой оставалась до 2003 года, пока не ушла из жизни.
— Увы, сегодня мало кто помнит такую певицу!
— Я стараюсь изменить ситуацию. Недавно в Москве показала новую программу, посвященную памяти Ольги Федосеевны. В Усвятках, что в Псковской области, состоялся фольклорный фестиваль ее памяти, где пели Ольга Арефьева и Пелагея. Вы бы видели, как им аплодировали простые слушатели!
— Вам одинаково дороги и народные песни, и романсы, и собственные сочинения?
— Мне повезло, я всегда пела то, что мне нравилось, хотя основа все же — народные песни. С них я начинала. Недавние концерты в Москве и Петербурге убедили меня в том, что народные песни по-прежнему актуальны. Зрители ждут этих песен. Это настоящий живительный источник, приносящий здоровье. Я неспроста упомянула слово «здоровье», потому что правильное пение — это здоровье. И для исполнителя, и для зрителя.
Любимый певец — Николай Рыбников
— Как вы оцениваете творчество Олега Погудина, которого нынче называют «серебряным голосом России»? Ведь Олег собирает огромные залы примерно на том же репертуаре, что и ваш...
— Мне никогда не приходилось бывать на его концертах. По-моему, один раз слушала его диск, и то не до конца.
— Ну а «золотой голос России» — Николая Баскова — вы тоже толком не слушали?
— Слышала, но только один раз, фрагмент живого концерта. И тоже воздержусь от оценок. Мне вообще не нравится это деление: золотой, серебряный, бронзовый. Я в детстве занималась фигурным катанием и плаванием. И у меня ассоциации с золотом-серебром-бронзой исключительно спортивные. Но певцы же — не породистые жеребцы: зачем их голоса оценивать по такой странной шкале. Мой голос тоже часто «одаривали» такими эпитетами, как хрустальный, ангельский. Мне кажется, что это смешно и нелепо.
— Так вы принципиально не слушаете других певцов?
— Нет, почему? Я с удовольствием слушаю Элвиса Пресли, Владимира Высоцкого. Слушаю, как Рахманинов и Горовиц играют на рояле. Кстати, себя слушаю мало, только когда выходит новый диск и еще по инерции хочется его послушать и понять, как это звучит извне. Недавно, пока ехала в машине, с удовольствием послушала песни в исполнении Леонида Утесова. А вообще, мой любимый певец вовсе не мастер вокала — это актер Николай Николаевич Рыбников (звезда советского кино, снимался в таких киношедеврах, как «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девчата». — Прим. М. А.). Вот кто поет стильно, сердечно, по-настоящему. Я его лично знала, и это тоже важно. Не хочу обидеть современных исполнителей, но Баскова я не слушаю. Например, у себя на даче просто наслаждаюсь тишиной...
Тяжело быть «белой вороной»
— Интересно, а со звездами попсы вы пересекались когда-нибудь в сборных эстрадных концертах?
— Попсу принято ругать. Но там тоже разные исполнители, разного качества. Я однажды принимала участие в какой-то элитной вечеринке. И там выступала группа «Фабрика». Свои полчаса девчонки прекрасно отработали. Делали все по законам своего жанра качественно, совсем не вульгарно. Просто как три рабочие поющие лошадки...
Конечно, попса — это дурной вкус, но у нас время такое. Оно устанавливает на нашей эстраде правила, по которым всем приходится играть. Любое нарушение этих правил делает тебя неформатным артистом, а значит, артистом не от мира сего...
— Вы ведь еще и под фонограмму не поете! Да вы просто «белая ворона»...
— Знаете, однажды я горько пожалела, что у меня нет фонограммы. Выступала в зале «Россия», в каком-то сборном концерте. До меня «пели» ребята с фонограммами, все замечательно звучало. Я вышла петь «вживую», а микрофон стал жутко фонить. Звукооператор не справился, и все дела! Осталось дурное впечатление — обо мне, конечно, а не о звуковике. Культура «живого» концерта у нас практически утрачена.
Автор «Дня Господня» неизвестен
— Из своих песен вы какую-то выделяете особо?
— Да. Это песня «День Господень», которую я пою практически на всех своих концертах. И не могу ею напеться! Она мне очень нравится. Музыка моя, а слова автора, который пожелал остаться неизвестным.
— А почему у автора возникло такое пожелание?
— Слова этой песни написала женщина. Песня очень красивая, и я всякий раз думаю, что ее желание не выпячивать авторство связано с каким-то внутренним глубоким духовным переживанием. Я особенно люблю петь эту песню в церкви.