Шансон по-русски
Ровно год назад, 16 декабря, в петербургском эфире стартовала новая радиостанция "Русский шансон". Особенности музыки, звучащей на ее волне, определили выбор концепции вещания. Во-первых, мужской коллектив. Во-вторых, уникальная подача материала, требующая от ведущих знания и любви к песням, звучащим на "Шансоне". И, наконец, создание тематических программ, повествующих о трудноразрешимых проблемах российского человека.
Ударный батальон "Русского шансона" составляют авторы-исполнители городского романса. Например, легендарные "Братья Жемчужные" представлены на радио "старшим братом", Николаем Резановым, автором и ведущим программы для рыболовов "Подсекай!". Охотно сотрудничают с "Шансоном" Александр Розенбаум, недавно записавший здесь свой новый альбом, и Михаил Гулько, чьи гастроли в нашем городе проходят под эгидой радиостанции.
Не обойден "Русский шансон" вниманием и городских властей. Недавно радиостанцию посетил губернатор. В ходе визита г-н Яковлев отметил, что "Шансон" является его любимым радио. Владимиру Анатольевичу было очень приятно услышать в эфире песни, которые он пел будучи студентом, например, "Сижу на нарах" на слова Глеба Горбовского.
Выявились определенные параллели между деятельностью губернатора и "Русского шансона". Обе стороны действуют в направлении разрешения житейских проблем. На радио этим целям служат программы "Школа выживания по-русски" и "С любовью к вам".
Владимир Уваров: "Русский шансон" отличается от других радиостанций. Наши передачи носят не развлекательный, а познавательный и морально-этический характер. Все они основаны на жизненном опыте. Поэтому тема, которую рассматривает ведущий, должна интересовать его. Ведь радио — очень тонкий детектор лжи, однозначно выявляющий, насколько человека интересует то, о чем он говорит, насколько он владеет информацией и какую часть души он вкладывает в свою речь.
Я всегда пытаюсь поддерживать обратную связь со слушателями — при помощи писем, телефонных звонков. И у программы "С любовью к вам", составленной по письмам людей со сложной судьбой, образовалась целая сеть постоянных корреспондентов, которые дают пищу для размышлений в эфире. Читая письма заключенных, каких сюда приходит великое множество, я порой не могу постичь странностей человеческой психологии. Сажем, того, что человек, безумно любящий жену, благодарный ей за верность, позволяет себе беспрестанно скитаться по местам лишения свободы.
... Размышляя над чужими судьбами, я пытаюсь познать что-то новое и приобщить к этому слушателей. Но при этом по возможности избегаю давать советы и рекомендации. Обращаясь к такой хрупкой субстанции, как душа, крайне важно, на мой взгляд, удержаться в пределах корректности и уберечься от соблазна стать навязчивым.
— Как же вам удается достичь откровенного разговора со слушателями?
— Сама структура программ на "Русском шансоне" рассчитана на то, чтобы вовлечь слушателя в диалог, сделать его собеседником, а не пассивным потребителем. Даже если человек звонит на радио во внеурочное время и говорит: "Я одинок, мне сейчас очень плохо", — я просто не имею права повесить трубку. Понимаю, что этот звонок — шаг отчаяния.
Так завязываются телефонные знакомства. Для многих слушателей мы становимся добрыми друзьями и даже членами семьи. Люди, которые обращаются к нам, как мне кажется, испытывают жесточайший дефицит общения. Наша задача — восстановить связь между людьми, наладить взаимопонимание. Я — как бы первый камень в лавине, которая поскачет по склонам и пробудит в людях интерес друг к другу и к себе самим.
Дело в том, что половина нашей аудитории — женщины, которые все воспринимают на чувственном уровне. Они безошибочно ловят смысловые акценты в разговоре, ориентируются на тембральные окраски. Даже если они полностью не осознают того, о чем идет речь, воспринимают это интуитивно. Недаром ведь говорят, что женщины любят ушами. Однако в процессе работы выяснилось, что и мужчины достаточно сентиментальны. У меня сложился образ этакого мужчины-ностальгиста. Он живет какими-то туманными образами, прошлой любовью, воспоминаниями. Все это напрочь перечеркивает представления о супермене-рационалисте, доверяющем только тому, что у него перед глазами.
Конечно, от ошибок не застрахован никто. Ведь я обращаюсь к слушателям, не видя их. Я думаю, врут те дикторы, которые "общаясь" с микрофоном, говорят, что видят свою аудиторию. Иногда случаются весьма неловкие ситуации. Недавно один из слушателей выиграл в нашем шоу билет в баню. Я его поздравляю, а он мне — "Не пойду я в баню!". Я удивляюсь, начинаю расписывать все достоинства этого мероприятия, а слушатель в ответ — "Я парализован". Вот это был удар! В конце концов мы пришли к компромиссному решению — в баню отправился его друг.
— Вживую со слушателями приходится общаться?
К сожалению, на это у меня просто нет времени. А вот мой коллега, Вольдемар ибн Кобозя, даже за грибами со слушателями ходит...
Вольдемар ибн Кобозя:
— ...И не только за грибами! Я уже трижды провёл встречи со слушателями в различных ДК. Да и вообще стараюсь использовать любую возможность живых контактов. Как-то на радио позвонил мужчина и попросил меня в назначенный час проехаться по одной улице. Я ответил: "Поеду, если только это — не отстрел". Кончилось все тем, что мне презентовали банку огурцов.
— Значит, страна знает своего героя в лицо?
— Не вся. Однажды в эфире девушка составляла мой портрет. Говорит: "Вы — голубоглазый блондин!" "Надо бы волосы перекрасить и линзы вставить", — отвечаю. Она: "Коренастый". Я сразу плечи расправил. "Среднего роста". Немного приподнялся. Ох, на что только ни отважишься, чтоб не разочаровать публику! Поэтому я сообщаю о себе самые противоречивые данные. Пусть гадают — выбирают. На вопрос о возрасте, например, я отвечаю: "156 лет". Количество жен — 47, а детей — и того больше. В действительности, конечно, все не так.
— Зачем же ведущему распускать о себе такие нелепые слухи?
— Это своеобразная оправа программы "Привет от Вольдемара". Лучше пошутить над собой, беззлобно помистифицировать слушателя, чем кого-то обидеть. Юмор — он не должен бить ни ниже пояса, ни выше, даже — черный. Но, несмотря на сплошные мои шутки-прибаутки, главная идея программы выражена словами: "Любите и будьте любимы". Народ должен послушать меня — и зарядиться хорошим настроением.
— Как вам удается ежедневно, в течение 4-х часов, безостановочно юморить?
— Все дело в хорошей подготовке. Раньше я сутками не выходил из библиотек — до тех пор, пока ни наблатнился хорошенько. Много лет я коллекционирую старые поговорки — использую их в качестве заготовок. И, наконец, непосредственно перед выходом в эфир, где несу ересь в массы, тщательно шлифую каждую деталь этой "ереси".
Вообще-то, я — певец и музыкант. Закончил ульяновский техникум культуры по классу народного пения. В начале 90-х участвовал во всяких "Музобозах", "Утренних звездах", "У Ксюши"... Выпустил 6 сольных альбомов, написал 7 сказок и 1 поэму. Но свое призвание я нашел здесь. Для меня очень важен слушатель, который не только сам заряжается хорошим настроением, но и меня заряжает шквалом энергии| Все песни заказывают слушатели, они же их объявляют, они же их поют в эфире. Происходит это примерно так. Я предлагаю: "Давайте-ка споем вместе! Я — в студии, вы — по телефону". Так что, с уверенностью можно сказать, что "Привет от Вольдемара" — это народное творчество.
— Приходилось ли сталкиваться с негативными проявлениями этого "творчества"?
— За все время было только одно ругательное письмо, где меня называли выкормышем бандитским. Написано талантливо но зло. Гад писал какой-то! Я, конечно, ответил ему в эфире — пожелал здоровья и высказал радость оттого, что его мнение не совпадает с мнениями других слушателей. Я так и сказал: "Очень хорошо, что к моему творчеству вы относитесь так же трепетно, как и ко мне!"
— Вы говорите, что ваша программа нацелена на создание хорошего настроения. Поделитесь эксклюзивным рецептом, как это настроение сохранить.
— Нужно утром не спеша подняться с постели, широко потянуться, подойти к зеркалу и сказать: "Доброе утро!" И, самое главное, никому за весь день не отравить хорошего настроения.