Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Где родилась «Елочка»

Где родилась «Елочка»

"В лесу родилась елочка..." Многие из нас не могут представить новогодний праздник без этой детской песенки, напевной и трогательной. Про ту, которая стройная зимой и летом, знают все. Но кто же был автором стихов и музыки?

...В начале прошлого века, холодным днем 1905 года в семье известной пианистки Елены Александровны Щербиной был двойной праздник. Во-первых — трехлетие старшей дочери Верочки, во-вторых... (так уж случилось!) рождение, буквально в этот же день, второй долгожданной дочки, которую заранее назвали Оленькой. В этот день Верочка попросила отца спеть что-нибудь для мамы, которая отдыхала после родов.

Леонид Карлович Бекман, обрусевший немец, ученый-агроном, целый день был в волнении, в смятенном ожидании. И вот когда все счастливо разрешилось и он стал дважды отцом, позволил себе расслабиться в кресле. Однако по просьбе дочки прошел к роялю. Вера принесла старый номер журнала "Малютка". И, открыв на второй * странице, где был ее любимый " стишок про елочку, поставила на пюпитр. Стишок начинался так: "В лесу родилась елочка, /В лесу она росла/, Зимой и летом стройная/, Зеленая была..." Под стихотворением была короткая, в две буквы, подпись: "А.Э."

Именинница принялась громко декламировать строку за строкой, чтобы слышала мама. А отец, мягко перебирая пальцами клавиши, пытался подыскать, придумать подходящую по ритму мелодию. И мало-помалу нащупал, сочинил-таки что-то. Мелодия была напевной, светло-мажорной, под стать настроению и стихам. И уже следующие куплеты папа с дочерью пели вместе, слаженно, на два голоса: "Метель ей пела песенку — /Спи, елочка, бай, бай/. Мороз снежком окутывал, /Смотри, не замерзай... "

С тех пор так и повелось в дружной семье Бекман-Щербиных. Верочка на свой вкус выбирала стихи, Леонид Карлович подбирал на рояле мелодию. А вот ноты... ноты записывала в тетрадь Елена Александровна, поскольку ее одаренный муж не знал нотной грамоты, хотя по слуху играл сложнейшие пьесы. Вскоре вышел в свет их первый музыкальный альбом, сборник семьи Бекман — Щербиных. И назывался "Верочкины песенки". Открывала сборник из десяти миниатюр рождественская песня "О елочке". А спустя еще год музыкальная семья выпустила и второй альбом, "Оленька-певунья", в честь младшей дочки. '

Эти недорогие нотные сборники "для широкого семейного пользования" стали так популярны в России, что переиздавались большими тиражами. Автор музыки был известен, только вот автором стихов оставался все тот же таинственный "А.Э.".

А жизнь в стране продолжалась — кипучая, бурная, год от года она перемалывала и большую историю, и отдельные судьбы. Россия давно превратилась' в СССР. И жила уже по новым, прежде неизвестным законам. И вот однажды главный музыкальный редактор Всесоюзного радио Вера Леонидовна Сухаревская возвращалась поездом из Ленинграда в Москву. В этой приветливой, пышноволосой даме трудно было разглядеть ту самую Верочку, которая полвека назад впервые пропела маме свою "Елочку"... Было это зимой 1950 года.

С Верой Леонидовной ехали в купе и случайные попутчики: солдатик — домой на побывку, седая старушка в очках с семилетней внучкой. Обе были одеты опрятно, но очень бедно. Женщины за чаем разговорились. Старушка хлопотала о пенсии. Пока безуспешно. Ездила в Ленинград за справками. Редакторша угощала попутчиц конфетами. "Ну а ты, детка,— обратилась Сухаревская к девочке, — как будешь встречать Новый год? Что у елки споешь?" Девочка не смутилась и тонким голоском затянула: "В лесу родилась елочка, в лесу она росла... " Вера Леонидовна замерла ошеломленная.

Девочка допела до конца и замолчала. В купе стало тихо. Вера Леонидовна сидела молча, тронутая до слез. Ведь она сама музыкальный работник, всю жизнь занимавшаяся бравыми, бодрыми советскими маршами и песнями, почти забыла свою "собственную" мелодию, мелодию своей души... С волнением и сдержанной радостью Вера Леонидовна рассказала попутчикам, как родилась когда-то эта мелодия. Только жаль, ничего неизвестно об авторе ее замечательных слов. Об этом загадочном "А.Э.". Теперь его, конечно, уж не найти... И тут девочка, прильнув к бабушке, произнесла живо: "Ба-а-а, а, ба-а-а... А признайся им, что это ты стихи написала".

...Дальше была бессонная ночь, полная душевных воспоминаний. Ведь двух этих женщин объединяла не только история песни, объединяла целая жизнь. Схожие трудности, горькие радости.

Седую попутчицу звали Кудашева Раиса Адамовна. Когда-то в юности она, отдавая дань романтической моде, подписывалась под своими стихами — "А.Э.". Но потом, уже после 17-го, не афишировала и даже скрывала свое авторство.

Ее первая публикация (стихотворение "Ручеек") состоялась в самом начале века в журнале "Малютка". Тогда это был настоящий праздник в дружной семье Кудашевых. (Отец был крупным служащим на Московском почтамте . Дед — из дворян.) Родные и близкие прочили талантливой Раечке литературное будущее. Ведь стихи она сочиняла с детства легко и радостно. В "Малютке" Рая Публиковалась постоянно. Там увидели свет еще двадцать ее стихов. Среди них — и про елочку. Но едва девушка окончила гимназию, как умер отец. Вскоре скончалась и мать. Рае пришлось искать работу. Устроилась гувернанткой в богатый дом, учила хозяйских детей манерам, учила французскому, русскому. И конечно, было уж не до стихов. Позже стала работать учительницей литературы. Ну а писание стихов — от случая к случаю — средств на жизнь не давало. Затем — войны, революция, голод, разруха... В 1937-м в лагерях погибли близкие. Сама еле спаслась. Затем война Отечественная. Ну а стихи? Стихи, конечно, писались, но тайно. Куда ж от вдохновения скрыться? Уж это от Бога...

Жила и трудилась Раиса Адамовна тихо и незаметно. Без трудовой книжки, чтобы не привлекать внимания органов. В анкетах в графе "социальное происхождение" она с опаской писала — "из служащих". Правда, позже после войны лирические стихи Кудашева все же писала. Посылала в газеты, журналы. Кое-что печатали.

... Утром на вокзале Вера Леонидовна, расставаясь с попутчицей, пообещала: "Постараюсь все-таки нашу "Елочку" напечатать. Протащить через цензуру. Правда, отдельные куплеты придется изъять. Может, еще и гонорар получите".

И обещание сдержала. В 1951 году в издательстве "Музгиз" в нотном сборнике для детей появилась некогда "буржуазная", а теперь сокращенная, с обрубленными ветвями, вполне советская "Елочка". И вверху, вместо загадочных букв, впервые было объявлено авторство: "на слова Р. Кудашевой". Что же касается гонорара, то тут ночная попутчица ошиблась. Несмотря на повтор публикаций, денег Раиса Адамовна не получала.

Правда, как-то, уже в 1956 году, она попыталась кое-что предпринять. Это было в последний год жизни Александра Александровича Фадеева. Человека тогда всесильного, руководителя Союза писателей СССР, члена ЦК КПСС, депутата Верховного Совета.

Как-то зимой она вошла в роскошную приемную кабинета Фадеева, что в особняке на Поварской, тогда улице Воровского, 52, Опытная секретарша с удивлением наблюдала, как эта седая старуха в вязаном платке аккуратно сняла у дверей калоши и, пройдя по красной ковровой дорожке, уселась возле массивных дверей кабинета. Дверь распахнулась, и рослый голубоглазый красавец, легендарный Фадеев, автор "Разгрома" и "Молодой гвардии", машинально взглянул на старуху: "Вы ко мне?.. Ну, проходите, проходите".

В кабинете гостья совсем оробела. Однако произнесла: "Вы не знаете обо мне. Я Кудашева Раиса Адамовна. Пришла из-за крайней нужды. Мне бы пенсию как-то оформить. У меня много стихов. Собственно и в "Ручейке", и в "Малютке" под псевдонимом — это все я. Только как доказать? Ни изданий, ни тех людей уже нет... Но поверьте, я с начала века печатаюсь". И показала толстую папку. Фадеев смотрел отрешенно. И тут гостья спросила: "Вы когда-нибудь пели песню по елочку?" Он не понял, однако взглянул с сочувствием, как на больную: "Про елочку?.. Кажется, нет". Стал складывать в портфель бумаги. "Жаль... — вздохнула она и, помолчав, снова с надеждой: — А может, вспомните? "В лесу родилась елочка, в лесу она росла"?.." И тут он вдруг замер. Удивленно поднял голову и, как бы не веря себе, негромко, словно пароль, продолжил: "Зимой и летом стройная, зеленая была?" "Да, да, вот именно... — обрадовалась она. — Это я к Рождеству написала, в 1900-м".

Вскоре в приемной строгая секретарша и личный шофер Фадеева с удивлением слушали как из-за массивной председательской двери раздается странное пение на два голоса: "И вот она нарядная на праздник к нам пришла..."

А потом? Потом Раиса Адамовна, расписавшись в каком-то счете, получила в бухгалтерии Союза писателей СССР единовременное пособие. В тот месяц оно очень выручило их с внучкой...

Ирина Ракша
Труд-7, 29 декабря 2005 г.


Комментарии

18.12.2006 11:22 Глеб
Замечательная статья, прямо как воспоминания из детства... А вот уже совсем не "детские" рассуждения: если бы в нашей стране соблюдались "авторские права", то Раиса Адамовна Кудашева(автор слов знаменитой "Ёлочки") и автор музыки к ним - Леонид Карлович Бекман, аналогично и их потомки - были бы настоящими миллионерами(как к примеру автор не менее популярной поздравительной песенки "С днём рождения тебя"/"Happy Birthday to You", Джессика Хилл). Кстати говоря, песенка "С днём рождения тебя" защищена авторским правом компанией Клейтона Самми (Clayton F.Summy Company) с 1935-го и аж до 2030 года(!). При этом в 25 разных странах зарегестрированы частные права на использование заглавного словосочетания из этой песни - "Happy Birthday!"(как торговая марка). Если бы в стране был порядок, то несчастной пожилой женщине не пришлось бы унижаться и выпрашивать себе пенсию у "кремлёвских" чиновников. Всем успехов!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 4838

vk rutube youtube

Юрий Истомин
Леонид Ефремов
Павел Беккерман
Ольга Сердцева
Геннадий Вяземский
Денис Стрельцов
Игорь Кабаргин
 Назар
Виталий Аксёнов
Виталий Крестовский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона