Он не любил, когда к нему лезли в душу
Премьера фильма о Высоцком поссорила его наследников и режисера Манского
Виталий Майский снял документальный фильм "Высоцкий. Смерть поэта". Ленту запланировали к показу на "России" в день 25-летия смерти любимого миллионами поэта и певца.
Незадолго до премьеры его сыновья Никита и Аркадий и вдова Марина Влади оказались крайне недовольны показанной им версией картины. Сказав, что содержание "не выдерживает никакой критики", родственники запретили все, что могли: использовать песни Владимира Семеновича.
Совсем чуть-чуть личного. Просто чтобы оправдать некоторую нервозность тона. Я очень люблю Высоцкого. Впрочем, слово "люблю" здесь не годится... Мама, будучи мною беременна, слушала Высоцкого — такое было время. Свою первую зарплату мой старший брат потратил на катушечный магнитофон — бобин с пленками в доме накопилось, а техники не было. Высоцкий -мой первый чувственный опыт понимания миропорядка, оторванный от прописных и навязанных извне истин, пришедший органично изнутри. Потом были другие кумиры, возможно, более значимые. Но Высоцкий занимал и всегда будет занимать свое собственное, особое место. Предать подобное — как забыть родителей.
Именно поэтому я так ждала пресс-показа этого фильма, состоявшегося за неделю до официальной премьеры на канале "Россия". Вообще, картину в Доме кино, некогда оплоте демократии, обещали показать "без купюр", однако наследники Высоцкого об этом узнали и пригрозили судом. Теперь полную, нецензурированную версию "Смерти поэта" можно увидеть лишь на домашнем видео — Майский настойчиво звал журналистов к себе домой. Трогательно: прямо как в старые добрые времена, когда был жив Высоцкий.
А что увидели в фильме те, кто домой к Майскому прийти не смог? Час показывают какие-то не поддающиеся идентификации лица друзей. Мелкие нечитаемые титры, незнакомые фамилии... Лишь присутствие режиссера Юрия Любимова, золотоискателя Вадима Туманова, художника Михаила Шемякина как-то скрашивало ощущение недоумения. Плюс Оксана Ярмольник, последняя любовь Высоцкого, нарушила обет молчания. Увы, снимали ее, по-настоящему деликатную и интересную, любительской камерой и в ресторанном гвалте.
Да, Майский на фильм душу положил, но ленте это не помогло. Час герои закатывают глаза и рукава рубашек. Показывают, где именно были у Высоцкого проколы на венах, делают признания. "Да, Вовка морфинист". "На последних "Гамлетах" он просто выставлял зад за кулисы, и ему ставили инъекции". И опять — шприцы, седуксен, дорожки, морфий, "прихожу, а Вовка с пакетом на голове", "Вовка хрипел и просил дозу, ему давали". Вывод: Высоцкий умер оттого, что в олимпийской Москве перепуганные врачи побоялись его уколоть...
Начиная с 1999 года Виталий Манский ведет работу над телевизионным проектом "Реальное кино" и является членом комиссии неигрового кино правления Союза кинематографистов России, вице-президентом Гильдии неигрового кино и телевидения. Но результат, полученный талантливым и очевидно любящим Высоцкого режиссером — неоднозначен.
Можно понять и позицию авторов фильма, которые больше года скрупулезно воссоздавали последние полгода жизни поэта, и позицию близких Высоцкого, не принявших подобного откровения. Но пострадали зрители. Честность — основное качество настоящего художника, но жизнь всегда сложнее простых истин. В кадре поэт открывает рот. Бегут титры: "Спасите наши души". Ничего бы сильно не изменилось, если бы звучала песня. Или наследники надеялись, что Майский не станет показывать цензурированный фильм?