Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Писатель должен сидеть

Писатель должен сидеть

История отечественной литературы на нарах


Почти все лучшие представители русской литературы не просто имели конфликты с законом (этого хоть отбавляй и у французской, скажем, художественной богемы), но либо ссылались, либо отлучались от церкви, либо приговаривались к покаянию, либо грубо и просто сидели себе в обычной тюрьме «со всякой сволочью», как скорбно выразился один из знаменитейших русских сидельцев Сухово-Кобылин. Некоторых именно тюрьма заставляла писать — как того же Сухово-Кобылина, который только там и насмотрелся на истинные русские порядки. Другие спасались писанием от тоски и страха неизвестности. Михаил Ходорковский, волею судеб оказавшийся центральным публицистом современности (по крайней мере, никого другого не обсуждают с такой страстью), использует писательство как способ ^договориться с властями.

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну»

О том, что талантливые люди в России сидели всегда, говорит огромное количество разбойничьих и воровских песен, дошедших до нас века с пятнадцатого-шестнадцатого. В семнадцатом веке раскольник протопоп Аввакум Петров стал автором первой русской художественной автобиографии (1671 — 1673) — потрясающего документа, написанного, «чтобы истинная вера не пропала». После никонианской реформы и последующего раскола Аввакума травили, ссылали, заключали под стражу и в конце концов сожгли. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» осталось недосягаемым образцом исповеди и проповеди — на него ориентировались потом почти все авторы русских тюремных писаний; Аввакум, правда, ни в чем не каялся — кроме того, что иногда роптал на Спасителя («за что таково больно наказываешь?»); впрочем,потом он тут же себя корит за гордыню.

Следующий арестованный писатель — Радищев, автор первого русского тюремного стихотворения, дошедшего до нас. В 1790 году Екатерина милостиво заменила ему смертную казнь бессрочной ссылкой в илимский острог, куда он и отправился за «Путешествие из Петербурга в Москву». Из острога дошли его стихи: «Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду? Я тот же, что и был, и буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек...» Из Илима его вернул Александр I, Радищева привлекли даже к законотворчеству — но увидев, что никакой свободы нет и не предвидится, а есть только ширма, к расписыванию которой теперь и его притянули, он выбрал мучительный способ самоубийства: отравился кислотой.

Другое стихотворение, дошедшее из тюрьмы, написал во время следствия декабрист Кон-дратий Рылеев; согласно легенде оно было нацарапано на оловянной тарелке, которую он умудрился выбросить за окно камеры. Трудно судить, насколько это достоверно, но стихотворение явно рылеевское: «Тюрьма мне в честь, не в укоризну,за дело правое я в ней, и мне ль стыдиться сих цепей, когда ношу их за Отчизну!»

Пушкин счастливо избегнул тюрьмы, хотя и был уверен, что Николай I в 1826 году вызвал его из Михайловского именно для нового следствия и отправки в Сибирь. Лермонтову повезло меньше — он отсидел на гауптвахте за дуэль с французом Барантом, но написать ничего не успел, поскольку сравнительно быстро вышел. С января по июнь 1826 года в здании Главного штаба просидел под следствием Грибоедов, но доказать его связь с декабристами так и не удалось. Он по обыкновению отшучивался, и его тюремное стихотворение свободно от пафоса: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб. За то попался в Главный штаб и был притянут к Иисусу! (то есть дал показания под присягой). Ему не свято ничего, он враг царю, он друг сестрицын... Скажите правду, князь Голицын: уж не повесят ли его?!» — так он изображал светские толки о нем.

Зачем Тургенев утопил Пуму

[Сроки мотали и Достоевский ...]

Но по-настоящему сажать писателей стали в последние годы николаевского царствования: в 1852 году был арестован и препровожден «на съезжую» -то есть в изолятор временного содержания, как он тогда назывался — относительно тихий человек Тургенев, которого взяли за довольно бунтарский некролог Гоголю. За Тургенева хлопотала мать, его выслали в родовое имение Спасское-Лутовиново, но за две недели пребывания «на съезжей» он успел написать самое грустное и самое знаменитое свое произведение «Муму». На вопрос о том, почему Герасим все-таки утопил собачку и только потом сбежал от барыни, Тургенев всегда отвечал, что очень уж грустно было автору — вот он и не спас собачку; хотя на самом деле в повести заключался глубочайший смысл — только убив все человеческое в себе, герой оказался способен взбунтоваться.

Из-за Гоголя пострадал и Достоевский. Он всего только читал вслух на одном из собраний кружка петрашевцев письмо Белинского к Гоголю — и был за это в 1849 году приговорен к расстрелу, который ему тоже милостиво заменили четырехлетней каторгой. Это потом он напишет «Записки из Мертвого дома», а на каторге ему было не до литературы. В солдатчине (после освобождения он отбывал еще срок рядовым), в сибирской глуши, среди гарнизонной муштры, желая показать, что с бунтарством покончено навсегда, он отправил прямиком в Третье отделение несколько стихотворений, в том числе оду «На европейские события 1854 года». Типологически это произведение ближе всего к письмам Ходорковского: оно проникнуто несколько экзальтированным государ-ственническим духом. Достоевский обращается к западным державам — союзницам Турции в крымской войне: «Не нравится? На то пеняйте сами! Не шапку же ломать нам перед вами!» Далее он подробно объясн-яет, что возрождение Востока — русское дело («Так Бог велел»), и пророчествует скорый захват Константинополя. Насколько он был искренен — понять трудно: убеждения у него были вполне славянофильские, как и у Ходорковского, говорят, — государствен-нические... Правда, после воинственной оды, не возымевшей действия, Достоевский написал и отослал еще одну — «На заключение мира». Начальство присоединилось к его просьбе о прощении: если ему не разрешат печататься, пусть позволят присвоить хотя бы унтер-офицерский чин! В прапорщики его произвели, печататься не разрешили, и прощен Достоевский был только после вступления на престол Александра II. Хуже всего было то, что слухи о его верноподданнических одах распространились в Петербурге — и многие бывшие друзья не могли простить ему измены идеалам юности; осуждать сидельцев за минуту слабости, за попытку вымолить себе прощение — охотников всегда было полно, особенно среди либеральной интеллигенции, не нюхавшей не только «мертвого дома», но и ссылки в родное имение.

Сидели и Горький, и Чуковский, и Грин, и Маяковский

В шестидесятые годы сажать писателей сделалось любимым занятием властей. Писатели были крепкие и покаянных писем не писали. Писарев, севший в 1862 году на четыре года за статью с призывом немедленно свергнуть царскую семью «и забросать грязью их смердящие трупы», написал в заключении практически все свои главные критические труды — он сидел до 1866 года и продолжал печататься, хотя цензура и уродовала все написанное.

Сиживал и переводчик Михайлов, в тюрьме с блеском перелагавший на русский язык наиболее злые сатиры Гейне. Иногда, правда, люди в заключении сходили с ума: Николай Морозов в одиночке разработал «новую хронологию», на которую опирается теперь академик Фоменко. Обнаружив, что описания нескольких солнечных затмений в исторической литературе явно неверны (затмения не могли наблюдаться в то время и в том месте), Морозов пришел к выводу о глобальной подтасовке всех исторических источников и вышел на волю убежденным противником традиционной историографии. При советской власти его научные заслуги отметили, сделали академиком — но, конечно, не за новую хронологию, а за математику и физику.

С девяностых годов девятнадцатого века в России пересажали и перессылали столько писателей, что надо было оказаться очень бездарным или совсем ленивым, чтобы ни разу не угодить под арест или в ссылку. Горького арестовывали дважды — в 1889 и 1898 году, в 1905-м ему пришлось бежать из страны; в 1898-м он под арестом начал писать «Мещан». Короленко угодил в ссылку еще в студенческие годы. Чуковский угодил под арест в 1906 году за революционный журнал «Сигналы», и адвокат еле добился его оправдания. Грин в ссылке написал блестящие рассказы об ужасах сибирской ссыльной жизни, которую еще Ленин называл тягчайшим из испытаний (кстати, если считать литератором Ленина — он в Шушенском времени зря не терял и наворотил там гигантское «Развитие капитализма в России»,изданное под псевдонимом Н. Ильин. Легенды о чернильницах из булочек и молока, которыми он будто бы пользовался в тюрьме, кажется, не соответствуют действительности).

Именно в тюрьме начал писать стихи Маяковский. В автобиографии «Я сам» он вспоминает, что в 1908 году, когда впервые был арестован и одиннадцать месяцев провел в Бутырке (за распространение прокламаций), он написал целую тетрадь лирических стихов в духе Надсо-на. Хорошо, говорил он, что при выходе тетрадь отобрали — «не то б еще напечатал». Воспоминания о тюрьме у него остались самые мрачные. Можно себе представить, как бы он реагировал на сталинские процессы, если бы дожил до них.

Шаламов и Солженицын «писали» наизусть

[... и Маяковский ...]

Советская власть сажала писателей с самого начала, причем без разбору: иногда антисоветчик гулял на свободе, а самый что ни на есть лояльный большевик арестовывался или вовсе шел под расстрел за гипотетическую близость к Троцкому или ругательный отзыв о Сталине во время пьянки.

Возможность писать в заключении была далеко не у всех, а только у бывших «вождей» -Сталину интересно было почитать, что пишут его недавние соперники и противники. Бухарин, сломленный и раздавленный, написал в заключении первые главы автобиографического романа, несколько десятков писем Сталину и цикл лирических стихов, посвященных ему. Читать их невыносимо страшно — автор искренне пытается поверить в то, что гигантская чистка необходима и он своей безвинной гибелью должен послужить делу очищения партии. Именно с покаянными письмами Бухарина чаще всего сравнивают письма Ходорковского, но разница очень существенна: Бухарин кается во всем, страстно, отчаянно — ни о какой торговле речи не идет. Он составил себе целую концепцию: да, убивают невинных, но иначе нельзя построить новое, накрепко спаянное общество. Такими же мотивами оправдывают сталинизм и по сей день; страшнее всего, когда это делает жертва. Покаянных писем не удалось добиться ни от Бабеля, ни от Мейерхольда — напротив, они написали заявления о том, что многих оговорили под пытками. Зато почти все «идейные» писатели, рапповцы, травившие безыдейных «попутчиков», писали покаянные письма Сталину в огромных количествах, признавались в любви, каялись либо в том, что гнобили идейных врагов слишком много, либо в том, что слишком мало...

Иногда литература в заключении губила людей, но чаще спасала. Зэки писателей уважали: например, когда в 1949 году взяли Самуила Галкина — поэта, члена еврейского антифашистского комитета, — в камере его спросили: «Ты кто?» — «Поэт». — «Ну-ка читай, что ты там пишешь!» Галкин до этого тюремных стихов не писал, вообще сочинял на идише, — но тут отчаяние придало ему сил, и он сымпровизировал знаменитую «Дороженьку», вошедшую в тюремный фольклор: «Есть дороженька одна от порога до окна, от окна и до порога — вот и вся моя дорога. Все по ней хожу, хожу — ей про горе расскажу, расскажу про все тревоги той дороженьке-дороге...» Ахматова плакала, рассказывая друзьям эту историю.

Те, кто попадал на Колыму или в Воркуту, чаще всего лишены были возможности писать. Шаламов на Колыме запоминал стихи наизусть, Солженицын затвердил на память поэму, пьесу и множество небольших стихотворений. Многие годы, до самого освобождения, держал в голове свой эпос о плене, а потом о лагере великолепный русский поэт и художник Юрий Грунин, о судьбе которого «Собеседник» первым рассказал в 1999 году. Но самая фантастическая история о творчестве в заключении — это, конечно, история романа Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты», любимой книги советских школьников, лучшего советского пиратского романа. Штильмарк был арестован за месяц до конца войны, как и Солженицын. Сидел в Сибири, на Енисее. Бригадир Василевский, к литературе никакого отношения не имевший, матерый зэк с тремя судимостями, царь и бог на зоне, слышал от кого-то, что Сталин любит читать исторические романы. В голове его засела идея: надо написать исторический роман, его простят, он прославится! Он освободил Штиль-марка от всех работ и засадил писать исторический роман о чем угодно. Штильмарк выбрал Англию семнадцатого века, которую более-менее себе представлял. Весь роман был написан за три месяца! Василевский его изъял, а Штильмарка вернул на общие работы. Книгу, конечно, никто тогда печатать не стал, а в пятьдесят восьмом (Штильмарк уже два года как был реабилитирован и вернулся в Москву) Василевский разыскал его. Он предложил вернуть рукопись в обмен на обещание издать книгу... под двумя именами! Штильмарк пошел на это, написав идиллическое предисловие о том, как они с соавтором сочиняли роман вдвоем на далеком Севере, в геологической партии... Только при переизданиях Штильмарк добился того, чтобы фамилия бригадира исчезла с обложки.

В шестидесятые годы посадка писателей была обычным делом — дорогу им проложили Синявский и Даниэль. Обоих арестовали за публикации за рубежом, хотя опубликованные тексты по перестроечным временам казались довольно невинными — социальная фантастика, гротеск... Даниэль в заключении написал превосходную поэму «А в это время» и десятки лирических стихов потрясающей силы, Синявский в письмах к жене (писать разрешалось дважды в месяц) передал на волю «Прогулки с Пушкиным». «Прогулки» он писал в шестьдесят седьмом, а с шестьдесят восьмого по семьдесят второй — когда жене удалось добиться его досрочного освобождения — отправлял в многостраничных, убористым почерком писанных эпистолах заметки о фольклоре, о русском характере, о лагерной и советской психологии — из всего этого получилась потом книга

«Голос из хора». Юрий Галанс-ков, один из составителей «Белой книги» о деле Синявского и Даниэля, был поэтом. Он умер в лагере. Вскоре после лагеря, оставив пронзительный цикл лирических стихов, покончил с собой диссидент Илья Габай. Умер в эмиграции, в Париже, Вадим Делоне, написавший в лагере несколько десятков стихов и оставивший книгу воспоминаний «Портреты в колючей раме». Множество «гариков» сочинил в лагере Игорь Губерман, написавший о своем сидении книгу иронической прозы «Прогулки вокруг барака».

Были среди зэков и самодеятельные поэты — стихи их по большей части остались анонимными. Лишь один настоящий «русский Вийон», как называют его все пишущие о нем, стал широко известен — это Сергей Чудаков, поэт удивительной силы и авангардной сложности. Из крупных поэтов в шестидесятые годы сидел один Бродский — он оставил замечательные тюремные стихи, а в ссылке написал едва ли не лучшее из раннего: «Песни счастливой зимы», «Новые стансы к Августе», «В деревне Бог живет не по углам»... Время ссылки он вспоминал с удовольствием, подчеркивая, что запрещает себя жалеть. Напротив, он гордился тем, что идет на работу одновременно со всей страной: «Было в этом что-то величественное». Никаких доказательств лояльности он властям не дал — ни одно из его стихотворений, написанных в 1962 — 1964 годах, не годилось в качестве доказательства раскаяния, и на родине он напечатал в результате только стихи «На смерть Элиота». Остальное вышло на Западе, куда он и уехал в 1972 году.

Покаяние перед питературолюбивой родиной

[... и Солженицын ...]

Что касается покаянных писем, то эта традиция в русской литературе как раз не очень богата. Писали для того, чтобы не кануть в небытие. Для того, чтобы оставить потомкам правду о себе и о чудовищных условиях содержания в российских тюрьмах. Обобщали свой нравственный и художественный опыт — как Оскар Уайльд в тюремной исповеди «De profundis». Призывали бороться и не сдаваться, как Анджела Дэвис. Но покаяния — жанр редкий. Андрей Синявский издевательски рассказывал о том, что кающемуся тут же изменяет художественный вкус. «Дмитрий Дудко, — рассказывал он, — был в начале семидесятых арестован за религиозную пропаганду. Он покаялся, написав в своем письме о том, что признает правоту государства, — он вообще государственник, славянофил. Его покаянная статья называлась «С русской Голгофы». Человек, утративший этический слух, тут же утрачивает и эстетический: ведь получается-то по звуку — «Сру с Голгофы»!

Волну депрессии вызвало в обществе раскаяние П. Якира и Л. Красина — двух виднейших диссидентов, подвергнутых в 1972 году тяжелому, выматывающему шантажу. Их шантажировали судьбой близких — хуже этого ничего не бывает. Покаяние Якира и Красина было одной из причин депрессии Ильи Габая, приведшей его к самоубийству. Некоторые диссиденты уверились в том, что «борьба безнадежна». Покаяние сломило жизнь и Красину, и Якиру. Власть, однако, была очень довольна. Покаянное письмо с осуждением своей диссидентской деятельности вынужден 6ыл написать и подпольный писатель, участник группы «Каталог» Евгений Козловский — это случилось уже на излете 1983 года, при последних судорогах советской власти.

Советская власть, однако, сдохла, а российская карма оказалась неизменна. При Ельцине сидела (но, к счастью, через полтора года вышла на волю) Алина Витухновская, из которой выбивали показания на ее друзей из «золотой молодежи» — искали компромат на знатных папаш. Витухновская никого не сдала. Ее тюремные стихи привлекли к ней общее внимание — хороши они или плохи, но сила духа в них налицо. В путинские времена был арестован Эдуард Лимонов. Он написал в заключении семь мощных книг, некоторые из них («Книгу воды» и «Другую Россию») считают самыми сильными из всего им опубликованного. После долгого перерыва в тюрьме он вернулся к лирической поэзии, посвятив своей нынешней жене, двадцатидвухлетней Насте, стихотворение о том, как после его освобождения они вместе пойдут в зоопарк: «Чего-то вы невеселы, товарищ панк! Для маленькой прогулки не взять ли нам ли танк? Мы купим сорок пачек ванильных эскимо. От зависти заплачут все, кто пройдут мимо».

Ходорковский держался долго, но в конце концов вынужден был обратиться к эпистолярному жанру — последнему прибежищу русской политики. Его первое письмо написано без его участия, лишь с учетом пожеланий, которые он высказал через адвокатов; в числе его возможных авторов называют Станислава Белковского, который, естественно, отрицает свою причастность к появлению письма, но горячо одобряет его содержание. Второе письмо Ходорковский продиктовал адвокату лично. Там и содержатся страшные слова: «Простите нас, если можете, дайте возможность исправиться, мы знаем, как»...

Пока российские олигархи надеются, что им дадут исправиться так, как знают они. Надежды на это мало. У литературы вообще есть странная особенность: она почти никогда не достигает своих практических целей. Аввакум не спас раскольников от вымирания — старая вера была обречена. Бухарин не разжалобил Сталина. Достоевский не добился льгот и послаблений. Диссиденты не свалили советскую власть (она сама рухнула, без всякого их участия, — это доказывается тем, что победили-то совсем не они). Мандельштам, написавший в ссылке «Оду» Сталину, не смог ее даже напечатать.

У литературы другая функция. Она не изменяет мир, но оставляет свидетельства. И это главное. Свидетельства эти лучше исторических документов рассказывают о том, как в России умеют давить на людей. И о том, как эти люди умеют — или не умеют — выдерживать такую любовь своей литературолюбивой родины.

[... и примкнувший к ним Ходорковский]

Дмитрий Быков
Собеседник, №16, 2004 г.


Комментарии

13.03.2008 13:16 Валерий
Наверное не стоит сравнивать г-на Ходорковского с Великими прошедшего времени. Мне по человечески жаль его, как любого другого человека, оказавшегося в заключении (заслуженно или нет - другой разговор). Но наверное только время может рассудить, имеет ли право Ходорковский писать имя свое в одной строке с О. Уальдом, Чеховым и Солженицыным.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3383

vk rutube youtube

Виталий Крестовский
Алексей Князев
Вячеслав Клименков
группа Голубые береты
Игорь Юрин
Сергей Волоколамский
Александр Мираж
Андрей Данцев
Геннадий Баже
Виктория Гранкина

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона