Вирус «озвездения»
КАКИХ только диагнозов не ставили нашей эстраде, но про самую главную болезнь — "звездную" — мало что известно. А ведь люди, работающие в шоу-бизнесе, часто сталкиваются с ней — например, когда артист ведет себя высокомерно, требует лимузины к трапу самолета или чтобы занавески в гостиничном номере были розовые в полоску. О симптомах и истоках "звездной болезни" мы решили поговорить с психотерапевтом, исполнительным директором Российско-австрийского института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии Светланой МАРДОЯН.
Мания величия
— СВЕТЛАНА, есть ли такое понятие в психологии — "звездная болезнь"? И по каким симптомам можно поставить такой диагноз?
— Если вы имеете в виду грандиозную переоценку человеком собственной значимости, физических и психических возможностей, то это в психотерапии соответствует такому явлению, как мания или бред величия. По сути, это гиперкомпенсация и гиперзащита неуверенного в себе человека. Ядром этих нарушений является психологический феномен нарциссизма.
— Нарциссизм — это попытка человека получить дозу внимания во взрослой жизни, недополученную в детстве?
— Нарциссизм — это нарушение, которое можно понимать как недостаточное развитие. Одна из причин его возникновения может быть и такой. А может быть совершенно противоположная ситуация: когда, например, ребенок в семье окружен неадекватным восхищением и гиперопекой, он невольно начинает ориентироваться на внешнюю похвалу.
В основе всех этих отклонений лежит несформированная самоценность человека, когда у него нет внутренней опоры. Образуется душевная пустота, и в результате — страшное одиночество. Такой человек очень зависим от внешних опор и вырастает нарциссом.
Кстати, одним из следствий нарциссизма является недостаток нравственности. Если у человека нет доступа к духовной составляющей, он не может быть нравственным и благодарным.
— Вы хотите сказать, что поп-звезды — безнравственные люди?
— Я всего лишь назвала некоторые признаки этого явления. Я не очень хорошо знаю артистический мир, но, судя по нашей прессе, среди звезд много людей, проявляющих свое высокомерие, превосходство, безнравственность.
Внутренне сильный человек не нуждается во внешних подтверждениях своей ценности любой ценой. А наши звезды часто требуют до смешного особого отношения к себе и условий: например, лимузин белого цвета, отделанный внутри в клеточку. Это демонстрация внутренней слабости, потерянности. То есть, чтобы личность не развалилась окончательно, такому человеку каждый раз требуется подтверждение собственной значимости, внешняя сверхкомпенсация. Он требует больше, чем нужно.
Киркоров не созрел
— А КАК с точки зрения психологии можно расценить поведение Киркорова по отношению к журналистке Ароян, на которую он "наехал" на пресс-конференции?
— Мне кажется, сказалась его накопленная внутренняя усталость. Только в таких экстремальных ситуациях люди обнажают свою сущность. Когда человек отдохнувший, сытый и хочет произвести впечатление, он будет милым, воспитанным, интеллигентным. Когда ресурсы истощены, человек предстает перед нами в своем истинном обличье: Киркоров защитно отреагировал агрессией, обнажил свою ранимость, одиночество и духовное оскудение. Агрессия — это спонтанная реакция преодоления трудных ситуаций, свойственная незрелой, несамодостаточной личности.
— В своем интервью Алла Пугачева поведала мне, что есть разные типы артистов, как, например, Юрий Шевчук и Филипп Киркоров. "Душе Киркорова нужно что-то забрать у зрителей, подпитаться. А Шевчук, наоборот, других подпитывает", — сказала примадонна. Они вроде бы оба выкладываются на сцене, но ощущения у зрителя разные. Как это можно объяснить с точки зрения психолога?
— Может быть, Шевчук исходит из своей духовности и подает себя таким, какой есть, без оглядки на то, получит он за это аплодисменты или финансовую выгоду. Это не значит, что он однозначно хорош. Кому-то он может не нравиться. Он просто живет, отдавая себя. В таком случае у зрителя возникает ощущение наполненности. А когда артист сам хочет что-то получить, он не отдает, а забирает. Тогда и происходит то, о чем вы говорите: Киркоров забирает энергию, потому что ищет опоры вовне, то есть в публике.
«Фабрика» калечит
— НАСКОЛЬКО вредна для психики такая мощная доза общественного внимания, которую получают участники телепроектов типа "Фабрики звезд" или "Народного артиста"? Многие десятилетиями зарабатывают право называться звездами, а тут "фабрикуют" за три месяца.
— Не каждый взрослый выдержит такую массированную обработку — что уж говорить о подростках, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо. В том возрасте, в котором находится большинство участников этих телешоу, как раз происходит формирование своего "я". А им говорят: "Ты популярен, ты звезда". Происходит подмена ценностей, и из детей формируются нарциссы. Личность может просто "сломаться". С этими детьми нужна серьезная работа психолога — как минимум три раза в неделю.
Есть три условия для формирования самоценности личности. Первое -уважительное внимание по отношению к ребенку. Второе — позволение ему быть самим собой. И третье -признание его ценности как личности (не за то, что он получил "пятерку", а "ты молодец, потому что уникален"). Чем чаще соблюдаются эти условия, тем больше гарантий, что у человека будет все в порядке с внутренним миром.
Комментирует композитор Игорь МАТВИЕНКО
— Есть ли среди профессионалов такое понятие, как "звездная болезнь", и какие у нее симптомы?
— Это действительно болезнь, которой подвержены все артисты, попадающие в экстремальные ситуации, будь то шоу-бизнес или политика. А основной симптом — это неадекватное восприятие действительности.
— Кого чаще настигает сия хворь — молодых или зрелых артистов?
— Конечно, молодых. Кстати, я абсолютно согласен с психологом Светланой Мардоян, которая говорит, что в детском возрасте крайне вредно для психики отдавать ребенка в шоу— бизнес. Сейчас многие родители стараются своих детишек внедрить на сцену или на подиум. Я считаю, что этого категорически нельзя делать.
— Тем не менее вы как один из продюсеров "Фабрики звезд"...
— Я боюсь связываться с людьми, которым 14-15 лет, поэтому, если вы заметили, всем нашим артистам минимум 18 лет, а в основном — за 20.
— Артисты вашего продюсерского центра ("Любэ", "Иванушки", "Корни , "Фабрика" и т. д.) переболели "звездной болезнью" или кого-то эта беда миновала?
— Думаю, что через эту болезнь проходят вообще все артисты. Некоторые с ней справляются, а у некоторых она прогрессирует. Самое страшное, когда популярность артиста начинает падать, "звездная болезнь" обостряется, и бывают всякие неприятные казусы. Причем люди ведь не виноваты, что это их постигло. Просто жил-был парень, и после записи нескольких удачных песен, хорошей ротации и правильной работы продюсеров вдруг ему начинают аплодировать стадионы. Конечно, крыша едет. Но что касается наших артистов, не могу сказать, что кто-то из них особенно "звездит". Даже такой крупный артист, как Николай Расторгуев, ведет себя достаточно адекватно и любит держаться в тени. Он пришел к популярности в зрелом возрасте, а популярность, пришедшая в 15-20 лет, — это очень тяжело.
У меня был друг — Сергей Парамонов, который спел в 70-х годах песню "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам..." и стал суперзвездой в 12 лет, ездил по заграницам с хором. Потом у него сломался голос, и он стал никому не нужен. У него после этого была сложная и невеселая жизнь. А несколько лет назад он умер. Это типичный пример, как у человека в раннем возрасте и на "золотом этапе" сломалась психика.