Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » О Шансоне


Ну, что ж, вначале, как известно, было Слово: а у нас, если говорить о том, с чего и откуда это все завелось, началом надо считать то , что просто была в России такая Музыка: То ли «блатная», то ли «современный городской фольклор»: но назвать ее проще всего, наверное, так - «уличный жанр». Он конечно, тоже не с неба упал, но крайне занятую летопись об его истоках, корнях и истории стоит только начать - так в ней и растворишься. Не одну сотню лет эта летопись насчитывает. Идет от бурлаков и кандальников, да от уличных скоморохов.

Итак, уличный жанр. Подземная вселенная российской культуры, зеркало жизни и времени, душа народа в живой песне: Да уж, можно воздвигнуть целые колоннады таких штампованных общих фраз с дешевым пафосом, по сути-то ничего и не говорящих. Да и зачем вообще разводить демагогию о том, что надо не знать, а именно чувствовать? Эта музыка все говорит сама за себя, - тому, кто способен понять, конечно:

Ну, а вся новейшая история шансона занялась в эпоху незабвеннейших пятидесятых годов. Фольклор тогда был вообще в расцвете и в почете, потому что никакой поп-индустрией пока еще и не пахло, и народ развлекал себя сам. Естественно, жанр уличной песни был на высоте: наша улица в полный рост распевала весь свой золотой запас, натворенный от самых времен начала развития капитализма. И постоянно пополняла его при этом чем-то не менее новым, в чем помогала, кстати, еще и эмиграция.

После смерти Сталина народное песенное творчество вообще взыграло неслыханно буйным фонтаном. Одно слово - «Пятидесятые!» - запела вся наша жизнь: О чем запела? Да в первую очередь про любовь и погоду, но самым главным и неоспоримым номером в этом песенном фонтане пошла блатная тематика. В России ведь мода на уголовщину вообще всегда была на высоте, а уж тем более - тогда, после славных лагерных десятилетий. Впрочем, это общеизвестно. Как и то, что с наступлением на дворе этого самого «потепления», первые позывы на инакомыслие и так называемое «возрождение интеллигенции» тоже проявились ни с чего иного, как с моды на распевание блата среди советских студентов и служащих. Редко нашлась бы такая веселая дворовая компания, в которой хоть кто-нибудь не пострадал от пришитых статей за «тунеядство» или «хулиганство» - так куда ж тут без блатной темы: Свое не последнее место она уже застолбила, похоже, навечно. Из всего вышеперечисленного, наверное, и повелось называть «блатным» вообще весь уличный жанр.

Итак, по стране разливался блатняк, и конечно, под соответствующий настрой публики его преследовал неотвратимый успех. Меняются времена, генсеки, президенты, а уличная песня все живет в народе и поется в ней обо всем - о воле и неволе, о любви и ненависти, о правде и неправде. Потому что это - жизнь.

С уважением В.Окунев.

[« Назад ]

 


vk rutube youtube

Татьяна Снопова
 Жека
Владимир Бочаров
Сергей Князев
Александр Вертинский
Виктор Чупретов
Михаил Мармар
Петр Лещенко
Катерина Голицына
Жан Татлян

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона